Аноним: Если наша Пасха-Христос, то что значит слово антипасха? Случайно ли это воскресенье названо в честь апостола Фомы, который прославился своим неверием?
О.Серафим: Пасха – это Христос. Истинно так. Этим понятием пронизано все историческо-православное пасхальное богослужение. Там постоянно об этом говорится:
«Христос – новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, взявший грехи мира»;
«О, Пасха великая и священнейшая, Христе! О, Премудрость, Слово Божие, и Сила! Удостой нас совершеннее приобщаться Тебя, в вечно-светлом дне Царства Твоего» (Из Пасхального богослужения).
Пасхальный кулич – это символ Христа. Поэтому он делается из сладкого и вкусного хлеба, как сладок Сам Христос, будучи хлебом жизни вечной и благодатной.
Крашеное яйцо есть символ бесконечной новой жизни, которая была дарована миру, через Христа. При чем, яйца раньше красили только в красный цвет, – символ крови Христа, пролитой за наши грехи. Яйца окрашенные в разные цвета – это уже современное нововведение.
Первый день Пасхи – это Светлое Христово воскресение. Вся последующая неделя называется светлой неделей, и заканчивается она в восьмой день (символ вечности), в неделю ап.Фомы или антипасхи.
Смысл этого таков. Восьмой день по Пасхе, как окончание торжества Светлой недели, составляет особое торжество, как бы замену самого Пасхального дня. Поэтому он и назван антипасхою, что в переводе обозначает вместо Пасхи. Ибо слово «анти» с греческого переводится как «вместо». То есть, в этот день Церковь еще раз стремиться ощутить все то торжество и радость праздника Пасхи.
Это воскресенье так названо не случайно. В это воскресение вспоминается явление Христа, по Своем воскресении, Апостолам и осязание язв Христа ап.Фомою. Это вспоминается потому, что обстоятельства этого явления служат непререкаемым доказательством воскресения Господа Иисуса Христа из гроба. Воспоминание этого события уверяет не только верующих христиан в воскресении Христовом, но и неверующих, подобно ап.Фоме.
При этом свт.Иоанн Златоуст, в одной из своих проповедей, называет это неверие Фомино добрым, но не злым и ожесточенным, какое оно было у фарисеев, законников, книжников и первосвященников иудейских. Потому что, стоило только Богу вразумить Фому, и он тут же уверовал. «Держись, Фома, держись в этом добром неверии! Держись твердо, пока не утвердишься на камне веры; оставайся при таком своем желании, пока не увидишь желаемого! Я приветствую твою недоверчивость, как рассеивающую всякую недоверчивость; хвалю твою спорливость, родившуюся из преданности Христу и поражающую всю спорливость еретиков… И вот Фома, коснувшись Владычных рук и божественного ребра и исполнившись одновременно и страха и радости при виде того, что представилось его глазам, тотчас воспевает Господу и восклицает: «Господь мой и Бог мой» (ст. 28)!» (свт.Иоанн Златоуст, т.8, Беседа 125, «О святом апостоле Фоме»).
Аноним: Случайно ли именно в этот день поклоняются духам на кладбищах, «гробки»?
О.Серафим: А на счет того, что в этот день поклоняются духам на кладбище, как вы пишите, то это свт.Иоанн Златоуст называет детскими пугалами и бреднями пьяных старух. 🙂 Никто, никаким духам не поклоняется.
По церковному уставу, — не в этот день, а во вторник, после воскресения Фомина, совершается поминовение умерших, молитва о том, чтобы воскресший Господь Иисус Христос простил грехи умершим родителям, родственникам и всем, в истинной вере скончавшимся.
Ну а если кто-то из местных добавляет в это какие-либо языческие верования, типа, еду оставляют для умерших и т.п., то это уже не православие и христианство, а языческие обычаи, которые противны духу исторического православия, христианства.