Сила решимости – естественна человеку; она же ещё называется – сила ревности. Сила решимости – это когда человек решается на что-либо. Это чувство естественно человеку, оно вложено в его природу Богом, при сотворении человека.
А человек, как мы знаем, подвергся грехопадению.
Первородный грех – это движение духа человеческого не в согласии с волей Божией. Это и называется – гордость или самость. И теперь, после грехопадения, всё делание человека должно быть направленно на то, чтобы избавиться от этой самости. – Чтобы все движения духа человеческого были согласованы с волей Бога, то в повседневной жизни, каждый день, он должен стремиться к этому. Чтобы, таким образом, выйти из-под власти самостно-гордостоного духа, из-под власти первородного греха, и войти в послушание воле Бога. Итак, корень греха это само-угодие, т.е. дух самоутверждения, — угождение своему духу самости и гордыни, который и является первородным грехом.
Первородный грех, возникший в результате грехопадения, поразил всё человеческое естество, примешавшись к естеству в его движениях. Поэтому, всякое наше чувство и желание действуют с этой примесью первородного греха, с этой самостью. И потому, всякое делание человека должно быть направленно на то, чтобы очистить все эти действия, желания, чувства, от примеси первородного греха, действующего в противоположность воле Бога, – от примеси духа самости.
Отсюда и выводится правильное понятие о том, что такое гордость, самость, – это движение духа человеческого в противность воле Божественной, е не просто человеческой. То есть, если чья-то воля совпадает с волей Божией, и я покоряюсь ему в этом, то это есть смирение. А если чья-то воля идет против воли Божией, и я не покоряюсь ему в этом, то я проявляю не гордость, а смирение перед Богом. – Это значит то, что в каждом конкретном случае необходимо видеть и постигать волю Божию, – какова Она, – и действовать в соответствии с Нею. А это видение является от приобретения чистоты чувств, удовлетворения совести, от решимости в самоотвержении, т.е. в том, чтобы всякий раз отвергаться проявлений своего самостно-гордостного духа, чего бы мне это не стоило. Кто имеет и приобретает такой настрой духа, тому Господь и открывает Свою Божественную волю.
И так как первородный грех приразился ко всему в человеке, то он так же примешался и к силе решимости. И сила решимости, так же, через первородный грех осквернена примесью духа самости. И когда она проявляется в людях, то действует одновременно с этой примесью. Иногда человек действует ради этой примеси, то есть ради духа самости и гордыни. Но даже когда человек действует, защищая истину, правду Божию, то это тоже не обходится без примеси духа самости.
Сила решимости необходима человеку, но её необходимо очистить от этой примеси духа самости.
Решился человек на какое-нибудь доброе дело, решился искоренять в себе какой-либо грех, страсть, привычку, а к этому цепляется самость, гордыня. Это хорошо, что человек решился, что он больше не хочет ходить во след греха, но так как решимость ещё не очищена, то примешивается дух самости и пытается увести всё не туда, – делает так, чтобы человек искоренял в себе этот грех, эту страсть, порок, ради этой примеси первородного греха, ради духа самости и гордыни!
Как? Каким образом? – А таким, что самомнение, дух самоуверенности и самоутверждения подогревается, и он вменяет всё это делание себе, в чувстве, в ощущениях. И таким образом возгревается дух самости и гордыни, первородный грех.
Отсюда и получается, что решимость как бы есть, – но человек уходит в движениях духа, в его окраске, не туда. Эта примесь первородного греха обращает всю силу решимости на то, чтобы эта решимость действовала ради духа самости и гордыни. – Это ловушка, которая живёт внутри нас, и приводит к духовной прелести, самообольщению.
Человек может решиться оставить грех, воспитывать добродетель, решит быть тем-то и тем-то; решится соблюдать какие-то правила, молитвословия, посты, заниматься иисусовой молитвой, решится быть порядочным, честным христианином, но… Если он не будет это своё делание очищать от этой примеси первородного греха, от духа самоутверждения, то всё это соблюдение правил, канонов, постов, молитв по четкам, стремление быть внешне благочестивым христианином, всё это построится у него на духе самости и гордыни. В итоге выйдет фарисей, законник, лицемер. Вот так и образуются фарисеи-законники.
И при таком положении выходит так, что, хочешь или не хочешь, всё равно из человека будет получаться вот такой вот фарисей-законник, если он будет пытаться, внешне, делать что-нибудь такое, что делает его как бы правильным. И это всё равно будет так получаться, если человек не будет очищать силу решимости от примеси духа самости и гордыни, вменения всего этого делания себе, от первородного греха. Ибо через это будет возгреваться дух самоуверенности и самонадеянности, дух самоутверждения, в чувствах и ощущениях.
Такие делатели совершенно не угодны Богу, и вся их праведность, перед Богом, есть ничто, – Он от неё отворачивается и не принимает. Такими же по настрою духа были и те законники, фарисеи, которые распяли Христа. Смотрите, к чему приводит такая праведность, до чего она довела ветхозаветных фарисеев-законников, – до богоубийства! Они убили Бога, по человеческому естеству!
Ведь те ветхозаветные фарисеи, – они не были какие-то бандиты; это не были люди, которые проводили грешный образ жизни; внешне они были люди праведные. – Всё, что относилось к внешней религиозности, – а в то время это была истинная церковь на земле, – всё это они исполняли. – Они стремились быть праведными, примерными. И видите, в какое они зашли состояние! В состояние духа противления Богу! В итоге, возгревая такой дух, они дошли до богоубийства. В этом и суть всей проблемы. Ибо сам Господь сказал, что он пришёл не праведников вот таких вот спасать, а призвать грешников на покаяние. – Не таких вот праведников, у которых и решимость, и ревность как бы по Богу есть; но всё это замешано на духе самости и гордыне, на духе самоуверенности и самонадеянности, на духе самоутверждения. Эта сила решимости была у них направлена на исполнение ветхозаветных канонов-правил, обрядов, соблюдение постов, молитвенных правил, соблюдение буквы закона, для исполнения как бы воли Божией, и сохранения праведности, как бы перед Богом и людьми. В этом они видели исполнение Закона и угождение Богу. Но в реальности получалось то, что через посредство всего этого они искали дух самоутверждения, т.е. утверждения в своей самости и гордыни, в первородном грехе. Через посредство чего и вошли, по настрою духа, в общение не с Богом, а с дьяволом.
Но исполнение Закона не в этом. Исполнение Закона, по словам апостола Павла, – Христос. Ап.Павел как раз и свидетельствует о том, что израильский народ, ведомый фарисеями и законниками, – зайдя в состояние духа ревности и решимости, как бы по Богу, но не по разуму, – через посредство исполнения буквы закона, стал искать дух самоутверждения, и таким образом впал в противление Богу: «Желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим.10:1-4). – Этот дух и привел в итоге иудейский народ к отвержению Христа, и образованию в их среде религии новозаветного талмудического иудаизма, которая находится в состоянии вражды по отношению к Христу, а потому и Богу. Этот же дух и любой другой народ приведет к тому же самому. —Логический конец фарисейства и законничества – это жидовство, талмудический иудаизм.
«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан.4:24). И те которые приобретают правильный и верный настрой духа, свободный от духа самоутверждения, – разрывая в себе сочувствие к духу самости, – стяжевают в души свои Истину, Которая есть «ощущение по Богу» (преп.Исаак Сирин, сл.43), и поклоняются Богу в духе. Вот «таких поклонников» на земле, в настрое душ человеческих, «Отец ищет Себе» (Иоан.4:23).
«Делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2:16). Исполнение Закона должно приводить человека не к самоутверждению. Но современные люди пользуясь тем, что сейчас есть в христианстве, – внешними законоположениями, канонами и правилами, – с решимостью, с ревностью, стараются всё соблюдать, и думают подобно ветхозаветным иудеям, что через это они спасаются. Как говорит об этом преподобный Марк Подвижник: «Те, которые не считают себя должниками всякой Христовой заповеди, чтут закон Божий только телесно, «не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» (1Тим. 1,7); а потому и думают, что они исполняют его делами» («О духовном законе», гл.34). – То есть, они думают исполнить его соблюдением буквы закона, сохранением внешней праведности, которую они воспринимают за праведность истинную, богоугодную. Но это уже изначально есть самообман, духовная прелесть, самообольщение. Ибо никто не может исполнить закон делами!
Если бы человек мог исполнить закон делами, то тогда не нужен был бы Христос. Вот и получается, что люди, которые в таком духе стараются исполнять закон, каноны и правила, заповеди Божьи, то они в итоге, по настрою духа, отвергают Христа, он им не нужен. Он у них остаётся только на устах, они только языком и устами к нему приближаются, но сердце же их, будучи объято духом самости и гордыни, вменения себе, – далеко отстоит от Христа (Матф.15:8). В итоге они, делая всё это внешнее в законе, заходят всё дальше и дальше в состояние духовной прелести, самообмана; становятся по духу богоборцами, противящимися Богу, в настрое своего духа.
Человек же спасается и спасён только милостью Божией: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Тит.3:5). По этой-то причине и сказал апостол Павел, что «делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2:16).
А для чего же тогда дан закон в христианстве? Закон – это есть средство, а не цель. Это есть средство к тому, чтобы прийти к ощущению своей немощи и бессилия в исполнении заповеди Божией, Закона, самому; и всю свою надежду, – в борьбе за исполнение заповеди Божией, – обратить только на одну милость Божию, ощущая себя грешником и всегдашним нарушителем Закона. То есть, стремление к исполнению Закона, заповедей Божьих, должно приводить к определенному настрою духа, который состоит: в опытном ощущении своей немощи и бессилия; отсюда, – в смиренном и сокрушенном духе, и в чувстве упования и надежды только на Бога, на Его милость. Ибо человек не может исполнить сам собою Закон, заповедь Божию, так как исполнение Закона есть Христос. Поэтому, только милость Божия, дар спасительной Благодати, дарованный через Христа, может даровать ему силу благодатную, при помощи которой он может исполнить заповедь Божию, – исполнить Закон.
А те, кто относятся к закону не как к средству, а как к цели; то они думают, что исполняя внешне заповеди, букву закона, они таким образом будут всё более и более угодны Богу, но это уже, – вменение всего этого делания себе, искание духа самоутверждения, через посредство исполнения закона. Это только возгреет в них самомнение, дух самоуверенности и самонадеянности, дух самости и гордыни; заведёт их в состояние духовной прелести, сделает их по настрою духа фарисеями и законниками, глубоко в духе чуждыми Христа, Бога.
Если исполнение Закона, заповедей Божьих, не приводит человека к опытному познанию и ощущению своей немощи и надежде только на милость Божию, то оно неизбежно приведет его, – к духу самоуверенности и самонадеянности, к духу самоутверждения и самомнению.
Стремление христианина к исполнению заповедей, Закона, должно приводить его к опытному ощущению и познанию своей немощи, — что у него самого ничего не получается, и он не может исполнить заповедь Божию сам, – он бессилен. Отсюда, — вся надежда в исполнении заповеди обращается у него только на Бога, на Его милость.
««Исполнение заповедей научает человека его немощи», – сказал преподобный Симеон (Главы богословские и деятельные, гл.4, Добротолюбие, ч.1). На познании и сознании немощи зиждется все здание спасения. Странный ход дела для поверхностного взгляда!
«Исполнение заповедей научает человека его немощи». Но это – слова опыта.
Только при тщательном исполнении заповедей Христовых человек может увидеть множество страстей своих; только при тщательном исполнении заповедей Христовых человек может убедиться в совершенном бессилии ветхого Адама для деятельности нового, в справедливости определения, произнесенного духовным законом, определения, что этот закон может быть исполнен единственно щедротами Христовыми (преп.Марк Подвижник, о Законе Духовном, гл. 32)…
Нищета духовная, сознание своего падения, сознание необходимости в Искупителе, стремление всем существом к исповеданию искупившего нас Сына Божия и Бога, Господа нашего Иисуса Христа – плоды борьбы со страстями. Эти плоды – залог вечного блаженства.
Нищета духовная, падение человечества, живое исповедание Искупителя неизвестны сыну века сего. Он работает страстям, признает в себе обилие достоинств, видит добродетели — и или ничего не ожидает на небе, не помышляя никогда о небе, или ожидает там наград, как долга, ожидает по причине глубокого неведения.
Раб Божий, исполняя евангельские заповеди, более и более открывает в себе страсти и в то время, как благодать Святого Духа образует в нем блаженные духовные состояния, нищету духа, плач, кротость, милость, целомудрие, духовный разум, он признает себя грешником из грешников, не сделавшим никакого добра, виновным в бесчисленных согрешениях, достойным вечной муки в геенне огненной за непрестанное нарушение заповедей Божиих…
Где нет смирения, там нет христианских добродетелей, а где истинное смирение, там все добродетели во всей полноте их; там – Христос» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.50).