Димитрий /Любимов/, архиеп. Гдовский (1857 г.р.) — новомученик и исповедник, один из руководителей Катакомбной Церкви. Публично назвал один из храмов, где поминали митр. Сергия — «храмом сатаны»; свидетельствовал, что высшая Церковная власть, возглавляемая митр. Сергием, «уклонилась от Православия»; призывал народ порвать молитвенно-каноническое общение с митр. Сергием и единомысленными с ним епископами. Все «сергианские» храмы называл «новообновленческими храмами», «сергианских» пастырей — безблагодатными.
Одна юродивая в конце 20-х годов видела во сне Божию Матерь, возложившею свою руку на архиеп. Димитрия Гдовского и благословляющую его в избранном исповедническом пути.
В 1928 г. митр. Иосиф Петроградский, предвидя свой арест, возвёл его в сан архиепископа и назначил своим заместителем. Архиепископ Димитрий практически возглавлял и окормлял катакомбников в разных местах России и на Украине. В 1929 г. арестован вместе с митр. Иосифом и др. архиереями. Расстрелян в Новгородской тюрьме в 1936 г..
Оглавление:
Отложение Петроградцев (от 14-16 декабря 1927 года).
Письмо к отцам настоятелям от 4 января 1928г.
Ответное послание Владыки Димитрия московским иосифлянам.
Отложение Петроградцев (от 14-16 декабря 1927 года)(1)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сие есть свидетельство совести нашей (2Кор. 1, 12): непозволительно нам долее, не погрешая против уставов Святой Православной Церкви, пребывать в церковном единении с заместителем патриаршего Местоблюстителя — Сергием Митрополитом Нижегородским и его Синодом, и со всеми, кто единомыслен с ними.
Не по гордости, — да не будет, но ради мира совести отрицаемся мы лица и дел бывшего нашего предстоятеля, незаконно и безмерно превысившего свои права и внесшего великое смущение и «дымное надмение мира» в Церковь Христову, которая желающим зреть Бога приносит свет простоты и дань смиренномудрия (из послания Африканского Собора к папе Целестину).
И решаемся мы на сие лишь после того, как из собственных рук митрополита Сергия приняли свидетельство, что новое направление и устроение русской церковной жизни, им принятое, никакому изменению не подлежит.
Посему, оставаясь по милости Божией, во всем послушными чадами Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, и сохраняя апостольское преемство через патриаршего Местоблюстителя Петра, Митрополита Крутицкого, мы прекращаем каноническое общение с митр. Сергием и со всеми, кого он возглавляет, и впредь до суда «совершенного собора местности», т. е. с участием всех православных епископов, или открытого полного покаяния перед Святою Церковью самого митрополита, сохраняем молитвенное общение лишь с теми, кто блюдет — «да не преступает правила отец… и да не утратим по малу неприметно той свободы, которую даровал нам Кровию Своею Господь наш Иисус Христос освободитель всех человеков» (из 8-го правила 2-го Вселенского Собора). Аминь.
14/27 декабря 1927 года. Димитрий, епископ Гдовский.
Письмо к отцам настоятелям от 4 января 1928г. (2)
Дорогие о Господе отцы Настоятели.
В ответ на прошение ваше от 30 декабря ст. ст., обращенное к моему недостоинству, ответствую, что с любовью приемлю вас в свое молитвенное общение и архипастырское руководство и сам прошу усердно ваших святых молитв о мне грешном, да даст нам Господь Бог, по богатству благодати Своей, пребыть верными Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, возглавляемыми в порядке земного церковного священноначалия Местоблюстителем Патриаршим Петром, Митрополитом Крутицким впредь до того времени, как совершенный поместный Собор Русской Церкви, представленный всем наличным епископатом, т. е. теперешними изгнанниками-исповедниками не оправдает нашего образа действий своей соборной властью, или же до тех пор, пока сам митр. Сергий, пришед в себя, не покается в том, что погрешил не только против канонического строя Церкви, но и догматически против её лица, похулив святость подвига её исповедников подозрением в нечистоте их христианских убеждений, смешанных, якобы, с политикой, соборность — своими и синодскими насильственными действиями, апостольство — подчинением Церкви мирским порядкам, и внутренним (при сохранении ложного единения) разрывом с Митр. Петром, не уполномочившим Митр. Сергия на его последние деяния, начиная посланием от 16/29 июля с. г.. «Итак, братия, стойте и держите предания».
Ваш богомолец Димитрий, Еп. Гдовский.
Ленинград. 4/17 января 1928 г .
Ответное послание Владыки Димитрия московским иосифлянам. (3)
Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца да будет с вами, возлюбленные о Господе о. Александр Сидоров, о.Сергий Голощапов, о. Никодим и все священнослужители церквей Крестовоздвиженской, Грузинской Б.М. и Николы Большой Крест, — да поможет Вам Господь пребывать в мире, единодушии и единомыслии в твёрдом исповедании чистоты и истины православной веры, с любовью во всём помогая друг другу. Не смущайтесь никакими прещениями, которые готовят вам отступники от веры Христовой.
Никакое запрещение или извержение из сана м. Сергием, его синодом или епископами для Вас недействительно. Доколе останется хоть один твёрдо православный епископ, имейте общение с таковым. Если же Господь попустит, и Вы останетесь без Епископата, — да будет Дух Истины, Дух Святый со всеми Вами, Который научит Вас решать все вопросы, могущие встретиться по Вашему пути, в духе Истинного Православия.
Где бы я ни был, моя любовь и моё благословение будет с Вами и с нашей паствой.
Димитрий, епископ Гдовский.
г.Петроград
День св. муч. Парамона
29 ноября [12 декабря] 1928 г .
(1) «Луч Света. Учение в защиту Православной веры, в обличение атеизма и в опровержение доктрин неверия», в 2-х ч., сост. и доп. архим. Пантелеимон, Изд., Св.-Троицкий Монастырь. 1970 г., ч. 2, «Документальные данные о начале раскола Русской Церкви на «Советскую» и «Катакомбную»», стр. 3-4.
(2) «Новые мученики Российские», Второй том собрания материалов. Сост. Протопресвитер М. Польский. Jordanvill, N.Y., стр. 9.
(3) Рукопись «Церковь катакомбная на земле Российской».