Аноним: Отец Серафим, можно читать Иисусову молитву при посещении мнительности?
о.Серафим: Не надо относиться к иисусовой молитве как к волшебным словам. Нельзя иметь магическое отношение к молитве, как язычники относятся к своим молитвенным заклинаниям.
«Молитва: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, – есть словесная молитва, и как всякая другая, сама в себе ничего особенного не имеет, а всю силу заимствует от того, с каким настроением ее произносят.
О плодах сей молитвы так говорят, что уже выше сего и ничего на свете нет. Незаконно. Талисман нашли! Из плодов словесному составу молитвы и говорению ее ничего не принадлежит. Все плоды могут быть получены и без этой молитвы, и даже без всякой словесной молитвы, через одно ума и сердца к Богу устремление» (свт. Феофан Затворник, Собрание писем, выпуск 1, п.12).
Молитва — это чувство к Богу обращаемое. Я все время вам говорю о возгревании чувств (в противность страстным), то есть о молитве. — Через ежедневную борьбу со своими страстями за чистоту своих чувств, — когда вместо страстного чувства возгревается правильное, верное душевное чувство, с призыванием Бога на помощь, — и должна воспитываться непрелестная молитва.
Вот об этом и надо заботится каждый день, в своей личной жизни.
А кто без правильно-проходимой борьбы со своими страстями, в своей личной жизни, занимается молитвой, тот зайдет только в духовную прелесть и самообольщение.