В современном западном технократическом обществе молодежь проявляет все возрастающий интерес к религиозным представлениям Востока. Многие молодые люди неустанно ищут духовного смысла жизни, иной реальности, и поставщики восточной идеологии предлагают им широкий выбор вероисповеданий, еще несколько лет тому назад совершенно неизвестных на Западе. «Международное общество сознания Кришны» (МОСК) — одно из таких вероисповеданий, пользующееся несомненным успехом.
Секте МОСК принадлежит целая сеть храмов и монастырей — коммун (ашрамов) в городах Америки и других стран. Члены секты, поклонники индуистского бога Кришны (имя которого они предпочитают произносить как Кршна), стремятся очистить отравленную атмосферу современного общества, распространяя и пропагандируя учение «сознания Кришны».
В течении своей долгой истории индуизм не раз видоизменялся и перерождался, разделяясь на отдельные ветви и течения, порождая новые религии. Две из наиболее значительных ветвей индуизма — шиваизм и вишнуизм. Сторонники первого, как высшему божеству, поклоняются Шиве, сторонники второго считают главным богом Вишну и его воплощения. Большинство вишнуитов рассматривают Кришну, как одно из воплощений (аватар) Вишну. Несколько столетий назад, однако, в рядах индуистов снова произошло разделение, и часть вишнуитов пришла к заключению, что верховным богом является Кришна, а Вишну, наоборот, — одно из воплощений Кришны.
Основателем и идеологом нового движения был Кайтанья Махапрабу (1486-1534), возродивший массовое поклонение Кришне в Бенгалии. Вдохновленный «Бхагавад-гитой», наиболее значительным из священных текстов индуистов, Кайтанья провозгласил, что освобождение (мукти) достигается посредством беззаветной любви и служения Кришне — верховному, личностному божеству. Учение это известно под названием «бхакти-йога». Кайтанья ввел особые обряды поклонения (санкиртана) — песнопения и экстатические танцы. Современные поклонники Кришны продолжают эту традицию.
Кришнаитская секта Кайтаньи подверглась критике со стороны многих индуистских философов, но выстояла и теперь распространяется в западных странах. В западную культуру кришнаитский культ «бхакти» проник благодаря усилиям Бхактиведанты Свами Прабхупады. Бхактиведанта родился 1 сентября 1896 года в Калькутте; его настоящее имя Абхай Чаран Де. Он учился философии, экономике и английскому языку в Калькуттском университете (до 1920 г.), а в 1922 году стал учеником Шри Шримада Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Махараджи. В 1933 году Сарасвати посвятил своего ученика в традиции бхакти-йога. За несколько дней до своей смерти в 1936 году Сарасвати завещал ему распространять принципы «сознания Кришны» среди англоязычных народов. В 1947 году Абхай Чаран Де принял новое имя Бхактиведанта, а в 1950 г. Оставил жену и детей и стал монахом. С этого времени к его имени прибавился титул Свами. В 1962 году он основал «Лигу посвященных» в Дели и занялся изучением и публикацией отдельных текстов «Вед».
А.Ч. Бхактиведанта Свами переехал в Нью-Йорк в 1965 году; появляясь на улицах в самом центре Манхэттена, он представлял собой весьма занимательное зрелище: семидесятилетний старец из Индии, одетый в мантию шафранового цвета, просил милостыню и пытался обращать встречных в свою веру. Постепенно у него появились первые ученики, и в 1966 году он основал «Международное общество сознания Кришны». В 1968 году Бхактиведанта приступил к изданию многочисленных сочинений — преимущественно переводов индуистских священных текстов и комментариев к ним. На сегодняшний день вышло более 30 книг «Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады», изданных и распространяемых МОСК.
Кришнаиты продолжают основывать новые храмы по всему миру, в особенности в Соединенных Штатах. Они издают ежемесячный журнал «Бэк ту Годхед» («Возвращение к Божеству») и раздают его на улицах. Кроме того, они распространяют записи песен бывшего члена ансамбля «Битлз» Джорджа Харрисона, содержащие мантры «Харе Кришна» и гимны Кришне. Кришнаиты стремятся провозгласить имя Кришны во всех городах и селениях мира.
Они с гордостью заявляют, что их организация является плодом усилий непрерывного ряда преемников учения «сознания Кришны» — в обратной перспективе — от Бхактиведанты к Сарасвати, от Сарасвати вплоть до Кайтаньи — и далее до самого Кришны (члены секты верят, что Кришна сходил на землю 5 тысяч лет назад). Согласно представлениям последователей «Харе Кришна», истинное понимание индуистских священных текстов невозможно без наставлений духовного учителя, получившего свои знания их уст другого гуру, и так далее, чтобы традиция уходила к наставлениям самого Бога, не прерываясь ни в одном звене. Бхактиведанта умер в 1978 году, но остается духовным наставником кришнаитов — только его учение они считают «истинной трансцендентной наукой осознания Бога». Бхактиведанта был полномочным представителем Кришны на земле, «утвержденным в должности» самим Кришной. Кришнаиты обязаны целиком и полностью подчинять свои желания и мысли учению Бхактиведанты.
Бхактиведанта был недоступен для большинства своих поклонников, постоянно надеявшихся увидеть его, ожидавших его улыбки как события чрезвычайной важности. Прабхупада жил в комфорте и роскоши, окруженный свитой слуг. Он выражал желание дожить до постройки 108 кришнаитских храмов (на сегодняшний момент их 70) с тем, чтобы каждый из его личных 108 учеников был наставником в своем храме. Кроме того, Бхактиведанта задумал духовно возродить Индию, и с этой целью в Индии возводится всемирный центр движения, причем строительство его обходится во многие миллионы долларов. *
В настоящее время движением руководят 11 гуру. Каждому из них препоручена географическая территория. С тех пор, как скончался Бхактиведанта, методы сбора денег, применяемые кришнаитами, видоизменились и привлекли внимание закона. Обществу «Сознания Кришны» пришлось оправдываться в суде — кришнаитов обвинили в подлоге и даже воровстве. Новые предводители движения, однако, настаивают на том, что кришнаитам дозволены любые методы, так как все в этом мире так или иначе принадлежит Кришне.
Существуют определенные причины привлекательности движения «Харе Кришна» для молодежи. Одни выражают таким образом свое отвращение к современному технократическому обществу, стараясь забыть о тревогах и разочарованиях материальной жизни. Они надеются совместными усилиями отыскать свое место в мире, найти духовный смысл бытия. Пропаганда кришнаитов находит отклик преимущественно среди студентов и молодых людей, разочаровавшихся в «наркоманической культуре».
Некоторых в секту приводит чувство одиночества, изоляции, потери ощущения собственной личности. Движение «Харе Кришна» предлагает этим людям хорошо организованную, дисциплинированную общину: жизни членов секты подчинена жесткому расписанию и строгим правилам. Все решения принимает один авторитетный руководитель, и они исполняются коллективно. Все заранее определено, случаи неподчинения весьма редки, и людьми, живущими в коммунах, овладевает чувство успокоенности и безопасности.
Потенциальных новообращенных (кришнаиты называют их «карми») приглашают посетить храм во время воскресного празднества. Принявших приглашение встречают с цветами и окружают всеобщей заботой. В первое время к новым членам секты предъявляются не такие уж строгие требования, но постепенно, со временем, дисциплина все более ужесточается. Обращенный лишается всех аксессуаров своей «предыдущей личности», ему внушаются новые представления, подобающие последователю Кришны. Все связи с окружающим миром, разговоры о том, что не относится к внутренней жизни секты, запрещены, вся личная собственность отдается в распоряжение секты, все должны носить одинаковую одежду, иметь одинаковые прически. Посвященные мужчины бреют голову наголо, оставляя только одну прядь волос («сикха»). Вместо европейской одежды они носят желтые или шафрановые дхоти, напоминающие мантии или свободные плащи. Женщины носят индийские сари, волосы заплетены в косы с обязательным пробором посередине, косметика не разрешена. Все посвященные носят на шее кожаный поясок, в котором находится цепочка бус (джапа), на их теле 12 меток, сделанных белой глиной (тилака), и еще одна небольшая нитка бус на шее.
Каждый, становящийся последователем движения «Харе Кришна» и живущий в храме, должен подчиняться существующим правилам. От членов коммуны требуется воздержание и скромность. Запрещены азартные и другие игры, занятия спортом, беседы о предметах, не относящихся к учению «сознания Кришны». Отвергается все, имеющее отношение к науке, образованию, все чувственное, эмоциональное. Употребление наркотиков, алкогольных напитков, табака, кофе, чая и свободные половые отношения не допускаются. Вводится строгая диета: кришнаиты не едят мяса, рыбы и яиц. Все члены кришнаитской коммуны спят на полу, как правило, в спальных мешках.
День кришнаитов подчинен жесткому распорядку. Члены коммуны встают в 3.30 утра, поют, исполняют обряды поклонения и приносят пищу в жертву воплощениям Кришны; затем начинается коллективный завтрак. В течение дня кришнаиты изучают священные тексты индуистов и сочинения Бхактиведанты. Занятия сопровождаются пением, перебиранием четок (джапа) и работами по обслуживанию и ремонту храма. Одни возжигают курения, другие шьют, красят; чистят, готовят пищу и заботятся о статуях божеств. Некоторые посвященные группами выходят на улицы, поют и танцуют. Они собирают милостыню, продают книги и курения, раздают журнал «Возвращение к божеству». В целом от продажи книг и милостыни движение получают неплохой доход. Все члены коммуны ложатся спать в 10.30 вечера.
Через шесть месяцев пребывания в храме новообращенный проходит обряд посвящения огнем и получает индуистское имя от Прабхупады. Еще через шесть месяцев проводится второй обряд посвящения — обращенный получает свою тайную «мантру» и становится брамином.
С тех пор, как умер Бхактиведанта, произошла известная либерализация движения кришнаитов. От них больше не требуется расставаться со всем имуществом и жить только в храме. Но они должны оставаться вегетарианцами и иметь алтарь Кришны у себя дома. Публичное распевание гимнов уступило место торговле выращенными без применения химических удобрений овощами и фруктами.
Кришнаиты употребляют множество санскритских слов, так как санскрит — священный язык индуистов, язык их священных текстов. Молитвы и чтения произносятся на санскрите. В конце концов «дети Кришны» должны обратить все свои помыслы только к этому богу, все свои действия — служение ему, они должны потерять ощущение собственной личности и слиться с Кришной.
Система поклонения Кришне может быть очень простой и очень сложной — в зависимости от того, какого уровня «сознания Кришны» достиг посвященный. Самый простой метод поклонения следующий: обращенный держит изображения Кришны и Кайтаньи у себя дома и периодически произносит основную кришнаитскую мантру: «Харе Кришна, Харе Кришна/ Кришна, Кришна, Харе, Харе/ Харе Рама, Харе Рама/ Рама, Рама, Харе, Харе». Считается, что эти 16 слов производит некую «трансцендентальную вибрацию звука». Рама — одно из имен Кришны, а Харе означает многие вещи, в том числе и способность Кришны приносить наслаждение. Бхактиведанта учит, что это мантра — единственный способ духовно найти себя в современном мире. Многие кришнаиты произносят мантру по 108 раз (соответственно количеству четок «джапа») 16 раз в день.
Другой обряд кришнаитов, так называемую санкиртану, можно увидеть в храмах, парках, школах и просто на улицах. Во время санкиртаны кришнаиты рассказывают друг другу об удовольствиях, которым предавался Кришна, будучи на земле, распевают мантры и танцуют. Многие из поющих и танцующих впадают в состояние экстаза или транса.
Перечислим несколько других ритуалов и правил, связанных с техникой бхакти-йоги, служения Кришне:
(1) Прасадам — приготовление особой пищи и принесение ее в жертву божествам храма.
(2) Кришнаит должен постоянно размышлять только о Кришне, об имени, образе и «удовольствиях» Кришны.
(3) От двух до шести раз в день производится обряд «аратрика» — «приветствие Господа».
(4) Поклонение священному Туласи Деви — растению, находящемуся во всех храмах. Считается, что это церемония очищает поклоняющихся от грехов и болезней. За священным растением ухаживают с огромным старанием и тщательностью.
(5) Служение божествам храма. В каждом храме находится особое помещение, украшенное статуями Кришны, играющего на флейте, и его любимой наложницы Радхи. Эти статуи, высотой до полуметра, помещаются на алтаре вместе с тремя меньшими деревянными изображениями божеств, изображениями Кайтаньи и его духовного преемника Бхактиведанты. Статуи одеты в шелка и драгоценности. Их моют, «кормят», им молятся, их ласкают, им меняют одежды, как куклам, их укладывают спать. Посвященные заявляют, что эти статуи — особые воплощения Кришны, а не идолы. Воду, которой омывают статуи, кришнаиты пьют.
(6) Соблюдаются определенные посты и праздники. Три наиболее известных ежегодных празднества кришнаитов — «Дни явления» Кришны, Радхи и Бхактиведанты.
Акты поклонения предназначены возбуждать в кришнаитах чувства самопожертвования, самозабвения и умиления. Существует храмовое расписание обрядов поклонения, но в идеале оно должно быть непрерывным. Членам секты постоянно напоминается о близкой опасности духовной погибели; несмотря о близкой опасности духовной погибели; несмотря на это, количество разочаровавшихся кришнаитов («отступивших») все возрастает.
Структура организации МОСК проста. Со времени кончины Бхактиведанты общиной кришнаитов управляют храмовые наставники, обладающие беспрекословным авторитетом в своих коммунах. Женщины считаются существами низшего порядка: им поручается услужение кришнаитам-мужчинам. По решению наставников заключаются браки. Жены не могут прекословить мужьям; муж имеет право бить непослушную жену.
Супружеские пары подбираются наставниками. Бхактиведанта учил, что браки заключаются только для тех, кто неспособен оставаться целомудренным, ибо идеальный кришнаит должен воздерживаться от половых сношений: сексуальные ощущения, якобы, воспитывают в людях материалистический взгляд на жизнь. Брак разрешается только в целях произведения потомства. Детям кришнаитов даются священные имена на санскрите; соблюдение строгих правил общины становится обязательным для них при достижении пятилетнего возраста. В дальнейшем детей забирают у родителей и посылают в особые школы МОСК для обучения началам вероисповедания. Кришнаиты надеются, что их дети достигнут совершенства при жизни и не будут нуждаться в перевоплощении.
Мы уже упоминали, что одной из важнейших идей движения «Харе Кришна» является непрерывная преемственность духовных наставников от Кришны до Бхактиведанты. Кришнаиты свысока смотрят на других индуистских гуру, взимающих деньги с учеников, обучающих единению с Богом в медитации и одновременно позволяющих предаваться материальным удовольствиям. Кришнаиты утверждают, что такие гуру — лжеучителя, не являющиеся преемниками истинного учителя. Человек приходит к Богу, только повинуясь истинному духовному наставнику. Наставник — представитель Кришны на земле; только он способен передать истинное знание и научить других угождать Кришне. Угождение Кришне — не что иное как угождение духовному наставнику, материальному воплощению Кришны. Посвященный служит наставнику и только так приобретает духовный смысл жизни. Тот, кто вызывает неудовольствие духовного наставника, не пользуется его милостью и не может духовно расти.
В своем учении Бхактиведанта приписывал себе абсолютный авторитет. Его переводы и истолкования ведических текстов также обладают неоспоримым авторитетом. Например, его перевод и комментарий к «Бхагавадгите», изданный под названием «Бхагавадгита как она есть», претендует на единственно точное истолкование текста. МОСК не признает никаких других переводов «Бхагавадгиты», так как они не поддерживают идей движения «Харе Кришна».
«Бхагавад-гита» — основной, излюбленный священный текст кришнаитов; они с гордостью говорят, что он был написан пять тысяч лет назад, за много веков до Библии. Но это заявление не подтверждено никакими свидетельствами, и большинство серьезных исследователей относят написание «Бхагавад-гиты» ко времени между IV веком до Р.Х. и I веком от Р.Х. Теперь «Бхагавад-гита» является одной из книг «Махабхараты», исторического эпоса индусов.
Другой священный текст кришнаитов — «Шримад-Бхагаватам» более широко известен под названием «Бхагавата Пурана». Этот текст был создан между III и IV веками от Р.Х. Конечно, последователи «Общения сознания Кришны» утверждают, что и он был написан пять тысяч лет назад тем же автором, что и «Бхагавад-гита». Многие книги Бхактиведанты посвящены переводу и комментариям к «Шримад-Бхагаватам», так как в этом тексте повествуется об удовольствиях Кришны, которым он предавался на земле. Эти тексты и живописные миниатюры к ним, с точки зрения членов МОСК, являются художественными воплощениями Кришны.
В «Шримад-Бхагаватам» содержится множество легенд о Кришне, снабженных иллюстрациями, часто изображающими мальчика-пастуха с темной кожей (Кришна буквально означает «черный»). В книге повествуется, что ребенком Кришна любил различные проделки и проказы, например, крал чужое масло. Юношей он играл на флейте и звал пастушек, предлагая им оставить мужей и танцевать с ним по ночам при луне. Пастушки собирались, и Кришна танцевал с ними так, что каждой из них казалось, будто он любит только ее. Его любимой пастушкой была Радхи. Кришнаиты считают, что развратные проделки Кришны — это материальное воплощение божественной любви, превосходящей все человеческие представления.
Кришну часто изображают с четырьмя руками, держащим раковину, цветок лотоса, булаву и круг. Согласно легенде, Кришна умер в возрасте 125 лет, неумышленно раненный стрелой в ногу.
В каждом веке появляется новый «аватар» — воплощение Кришны в человеческом облике; последним воплощением Кришны был «золотой аватар» Кайтанья. Наш век, который кришнаиты зовут Кали-юга (темный век), будет продолжаться 432 тысячи лет. В предыдущие века существовали свои способы поклонения Кришне — мистическая медитация йогов, ритуальные жертвоприношения и поклонение в храмах. Бхактиведанта учит, что в нашем веке единственный путь к спасению заключается в повторении мантры «Харе Кришна» и самозабвенном служении Кришне в лице его преемников.
Приверженцы МОСК называют Кришну Высшим воплощением Божества; они считают Кришну высшим, личностным богом, создателем миллионов вселенных. Он создал также «духовные небеса» с миллионами «духовных планет». Материальные и духовные планеты населены различными живыми существами, в том числе полубогами и демонами.
Движение МОСК основано на двух важнейших индуистских концепциях — «карме» и «самсаре» (перевоплощении). Согласно учению Бхактиведанты, Кришна, «Сверхдуша», создал бесконечное количество индивидуальных душ (джив). Джива — это реальное «я» человека, а не материальные тело. Джива не умирает, но перевоплощается в другое тело после смерти. Основная проблема людей, с точки зрения кришнаитов, заключается в том, что они отождествляют себя с материальными телами, и впадают в иллюзию материального существования (майя) и грех. Этот процесс заблуждения и самообмана и есть «карма». Пока человек не освободится от пут «кармы» его душа будет снова и снова перевоплощаться душа проходит через четыре таинства жизни: рождение, болезнь, старость и смерть.
Кришнаиты верят, что душа нуждается в освобождении от бесконечного цикла перевоплощений. Тот, кто достигает «сознания Кришны», освобождается и получает вечное, духовное тело. Духовное тело живет в вечном сиянии познания Кришны в его обители Кришналока. Таково путешествие души, «возвращение к Божеству». Если человек, посвятивший себя бхакти-йоге, не успевает завершить процесс «отыскания себя в Кришне», ему дается еще один шанс. В следующем воплощении кришнаит родится в богатой семье, принадлежащей к высокой касте.
Таким образом, грех («долг кармы») является результатом самообмана и невежества. Единственный путь к спасению — самозабвенное служение Кришне; человек духовно рождается, когда наставник посвящает его в члены кришнаитской общины, и затем постепенно достигает сознания «Высшего воплощения Божества». Приверженцы движения «Харе Кришна» верят, что все другие религии неверны, ошибочны. Они часто цитируют высказывание Кришны из Бхагавад-гиты (18:66): «Оставь другие религии и вручи себя Мне».
Оценка учения кришнаитов с библейских позиций
(1) «Международное общество сознания Кришны» — одно из немногих нехристианских движений, исповедующих бесконечного, и, в то же время, личностного Бога. Кришнаиты с убеждением говорят о личном общении с Кришной и утверждают, что их вера — путь любви и служения. Однако бхакти-йога представляет собой систему, в которой спасение достигается собственными усилиями человека. Чтобы спастись, кришнаит должен бесчисленное количество раз повторять мантру «Харе Кришна», служить своему духовному наставнику, выполнять все его повелению, соблюдать многочисленные правила и ограничения, выполнять обряды и т.д. Подобное представление о спасении бесконечно далеко от христианской идеи спасения милостью Божьей.
(2) Тем, кто не достиг спасения в этой жизни, предоставляется неограниченное количество последующих жизней — до тех пор, пока процесс «освобождения от кармы» не завершится. Каждый должен сам искупить все свои грехи и избавиться от «долга кармы» — даже если это займет миллионы лет. Эта мысль противоречит библейскому учению о прощении грехов — единовременном и полном. Даже если бы перевоплощение было возможно (в Евр. 9:27 говорится, что это не так), каждая последующая жизнь только увеличивала бы количество грехов, так как никто не безгрешен, кроме Бога (3Цар.8:46; Прит.20:9; Рим.3:23; 1Иоанна 1:8).
(3) Кришнаиты учат, что грех есть результат самообмана, иллюзии, но Писание говорит нам, что грех есть искажение образа и подобия Божия, делающее человека нравственно виновным перед святым и праведным Богом.
(4) Жизнь Кришны на земле (в том виде, как ее воображают себе его поклонники) весьма далека от святости и праведности: мальчиком Кришна «для забавы» крал вещи, юношей совокуплялся с множеством женщин, в том числе и с замужними. Жизнь Христа и жизнь Кришны несравнимы. Несравнима по значению со смертью Христа и смерть Кришны. Кришна умер, раненный стрелой в ногу, Иисус Христос же был распят на кресте и восстал из мертвых на третий день.
(5) Храмовые службы кришнаитов представляют собой идолопоклонничество (см. Исх.20:4-5). Бхактиведанта отрицал это, говоря, что идолопоклонничество есть поклонение «материальной форме Бога», и что кришнаиты не поклоняются изображению Бога как таковому. Они поклоняются Богу в форме изображения. Но все это лишь словесные уловки.
О чем следует помнить при встрече с кришнаитом
(1) Сочинения Бхактиведанты полны замкнутых, следующих друг из друга логических заключений. В доказательство своего права на абсолютный авторитет он приводит рассуждения о непрерывной преемственности духовных наставников кришнаитов и цитаты из ведических священных текстов. Бхактиведанта заявляет, что его учение основано не на всех индуистских канонических текстах, но на Бхагавад-гиту и одно место из Пуран. Почему он не использует остальных текстов? Потому, что в них говорится, что Кришна не является Высшим воплощением Божества. Он — всего лишь одно из воплощений бога Вишну. Пытаясь оправдать такое неортодоксальное истолкование индуистских текстов, Бхактиведанта обращается к высказываниям своих предшественников-кришнаитов, как к абсолютно авторитетным источникам. Итак, основой религии кришнаитов является истолкование Бхактиведантой его же собственной выборки из индуистских священных книг.
(2) Священные тексты кришнаитов — не исторические источники, а сборники легенд. Ясно, что они не были написаны пять тысяч лет назад: не существует ни археологических свидетельств, подтверждающих события, описанные в Бхагавад-гите и Шримад-Бхагаватам.
(3) Предполагается, что не Кришна явился виновником существования бесконечного цикла перевоплощений, не он породил зло материального бытия. Но в то же время утверждается, что у каждой индивидуальной души (дживы) было первое воплощение, и отсюда логически следует, что Кришна (создатель душ) ответственен за существование зла и несовершенство материального бытия. Кришна создал иллюзию материального мира (майу), Кришна создал и несовершенный духовный мир.
(4) Вопрос в том, что человек вынужден либо отвергнуть Христа и признать Кришну, либо отвергнуть Кришну и признать Христа. Третьего не дано — позиции их несовместимы, и никакие эмоциональные переживания «примирения двух религий» здесь не помогут. Вместо этого следует сравнить все, что мы знаем об Иисусе Христе и о Кришне, сравнить их учения, сравнить их жизнь. Кришна — легендарный персонаж, учащий спасению собственными усилиями. Иисус Христос Сын Божий — реальная историческая Личность, пожертвовавшая Собой и даровавшая спасение всем, кто верует в Него. Кришна жил безнравственной жизнью, не страдал за других и умер, как обычный человек. Иисус Христос прожил безгрешную жизнь, умер распятым на кресте и воскрес из мертвых для того, чтобы даровать нам жизнь вечную.
«Лабиринты Веры» — Кеннет Боа.
http://heresy.ru/Wc82747b5d65cb.htm