Буддизм

Буддизм возник в качестве внутреннего реформистского течения индуизма. Основоположником буддизма был Сиддхартха Гаутама родившийся в 560 до Р.Х. и происходивший из касты кшатриев (правителей и воинов). Отец его Шуддходана, был царем; известно имя матери Гаутама — Майядева. В возрасте 16 или 19 лет Гаутама женился на своей кузине принцессе Яшодхаре, и позднее она родила ему сына по имени Рахула. Гаутама жил в роскоши, но уже в 20 с небольшим лет почувствовал недовольство собой и разочарование.

В легенде о «Четырех мимолетных взглядах» рассказывается, как Гаутама, несмотря на все усилия родителей изолировать сына от окружающего мира, узнал о том, что жизнь человеческая полна страданий. Гаутама увидел старика, больного, мертвеца и обритого монаха. Впервые в жизни он узнал, как много боли и печали в этом мире, и избрал путь самоотречения и созерцательного самосовершенствования.

В возрасте 29 лет он оставил свою семью и начал «великий путь» в поисках просветления. Сначала он обратился к мудрецам-индуистам, а затем решил вести абсолютно аскетический образ жизни. Около шести лет он умерщвлял плоть, и в конце концов чуть не умер, но просветление так и не наступило.

Обнаружив несостоятельность аскетизма, Гаутама выдвинул принцип «золотой середины» или «Среднего пути», как его называют буддисты. Он отказался в равной степени и от аскетизма и от вседозволенности, погрузившись в состояние глубокого размышления (медитации). Однажды сидя под смоковницей в состоянии медитации достиг просветления. Он вошел в нирвану при жизни. С этого времени (около 525 г. Р.Х.) Гаутама стал Буддой, Просветленным; дерево под которым он сидел, называют с тех пор Бодхи (деревом мудрости).

В последующие 45 лет Гаутама создал многочисленную общину последователей, провозгласивших его учение по всей Северной Индии. У него было несколько имен, или титулов — он Шакъямуни (мудрей Шакьев), Татхагата (постигший истинную сущность или так ушедший), Обладатель Истины и Бхагават (господин). Умер Гаутама в возрасте 80 лет.

Подход Гаутамы к религии резко отличался от современных ему представлений индуистов, хотя буддизм, несомненно, явился порождением индуизма переживавшего в то время упадок и представлявшего пустые философские рассуждения и споры в теории, и примитивное многобожие с его предрассудками, ритуалами и черной магией на практике. Знание истины было особой прерогативой высших каст. Гаутама отверг кастовую систему и ее формы философских спекуляций, ритуалов и оккультных обрядов.

Буддизм зиждется на «Четырех благородных истинах»: 1. Жизнь полна боли и страдания (дукха). Особо яркие проявления этого принципа — рождение, болезнь, старость, смерть и назойливая необходимость всегда терпеть вокруг себя то, что мы не любим и чувствовать недостаток того, что мы любим. Даже силы, поддерживающие в нас жизнь (сканды), полны страдания. Сканды — это тело, чувства, мысли и совесть. 2. Страдание нам причиняет танкха — желание, жажда наслаждений, неутомимое стремление к радости и надежде. 3. Единственный способ избежать страдание — устранить его причину. 4. Этого можно добиться, организовав свою жизнь в соответствии с принципами «Восьми дорог».

«Восемь дорог» — это система терапии, призванная развить в человеке привычки, помогающие преодолеть невежество и трусость. Каждый ученик должен вступить в монашеский орден (Санкха) и присоединиться к другим последователям Будды. Принципы «Восьми дорог» следующие: 1. Правильное знание («Четыре благородные истины». 2. Правильные стремления (намерения). 3. Правильная речь (преодоление лжи и утверждение правды. 4. Правильное поведение. 5. Правильный образ жизни (некоторые роды деятельности были запрещены, как то: быть мясником, работорговцем, сборщиком податей). 6. Надлежащее усилия в стремление к совершенству. 7. Надлежащее состояние ума (самоанализ). 8. Правильная техника медитации (Раджа — йога).

Правильное поведение (Четвертая дорога) включает в себя пять запретов — убийства, воровства, лжи, блуда и пьянства. Кроме того, существует пять правил, определяющих режим жизни монахов, есть можно в определенные часы, нельзя танцевать, слушать музыку, смотреть театральные представления, нельзя украшать себя (косметикой, драгоценностями), спать на широкой или высокой постели, получать золото или серебро за труды.

Каждый член монашеского ордена (Сангха) должен брить голову наголо, носить желтые одежды особого покроя, постоянно предаваться размышлениям (медитации). Буддисты верят, что человек находит спасение в «Трех убежищах»; первое убежище есть Будда, второе — Дхарма (учение), и третье — Сангха, монашеский орден.

Цель каждого буддиста — достижение состояния нирваны. Буквальное значение слова нирвана — исчезнуть, испариться, но для буддистов означает освобождение от страданий, желаний и смертной оболочки. Сам Гаутама учил, что нирвана не есть Бог или небо — в его системе не было места для божества. Абсолют буддистов — нечто совершенно безличное, и спасение достигается только собственными усилиями человека.

Две основных индуистских положения — о перевоплощении (самсаре) и карме — играют значительную роль в учении Гаутамы. Он изменил, однако, эти доктрины, провозгласив, что у людей нет души (анатта). Не существует, по его словам, никакого вечного, неизменного «я», никакой действительной субстанции (аникка), переходящей от одного воплощения к другому. Существование для буддиста — лишь набор чувств, впечатлений и мимолетных переживаний. Буддистский «святой» (архат) стремиться стать независимым от случайной природы мира, в котором он живет, обрести абсолютное сознание, совершенное существование. Это и есть просветление.

Гаутама называет пять пороков ума и десять умственных «уз», которые должен преодолеть святой, прежде, чем он достигнет цели. Вот некоторые из этих «уз»: уверенность в себе, вера и полезность добрых дел, желание будущей жизни на небесах, гордость, невежество. Достигнув состояния нирваны, личность освобождается от неизбежности новых рождений и от закона кармы (причинно следственной связи).

После смерти Гаутамы буддизм постепенно завоевывал позиции в северо-западной Индии, и в 265 г. до Р.Х. Ашока, император Индии, принял учении Гаутамы. С этого момента начался быстрый рост буддистских монастырей по всей Индии и быстрое распространение буддизма в окружающих странах. В результате усилий множества проповедников буддизм стал основной религией на огромной территории юго-восточной Азии.

Но еще до того, как учение Гаутамы распространилось за пределами Индии, оно разделилось на консервативную и либеральную философские школы. Консервативная форма буддизма известна под названием Тхеравада (путь старших) или Хинаяна (Малое колесо). Это течение называют также южным буддизмом, так как оно распространено по преимуществу на Цейлоне, в Бирме, Таиланде и Камбодже. Последователи Тхеравады придерживаются изначальных, канонических книг, написанных на языке пали. Священные книги эти называются Трипитака (три корзины) и включают в себя книгу Виное трипитака (законы и правила монашеской общины), книгу Сутта — питака (учение Будды и его высказывания), и книгу Абхидхамма — питака (философские истолкования Будды). Первоначально трипитака передавалась в устной форме, только через четыре века после смерти Гаутамы появилась в письменном виде. 

Либеральную школу буддизма называют Махаяной (Большим колесом), или северным буддизмом. Это учение распространено в Непале, Китае, Корее, Японии, Тибете и Индонезии. Тхеравада и Махаяна настолько отличаются друг от друга, что их можно рассматривать скорее как две различные религии, нежели как две ветви одного учения.

Тхеравада предписывает строго придерживаться канонического свода на языке пали и первоначальной формы учения Гаутамы. Махаяна истолковывает жизнь и учение Будды гораздо свободнее.

Последователи Тхеравады сосредотачиваются прежде всего на «внутреннем созерцании» и мудрости (бадхи): приверженцы Махаяны больше всего беспокоятся об ощущениях и сострадании (коруна).

Тхеравада учит, что человек должен полагаться только на себя и достигает спасения собственными силами; Махаяна учит, что спасение одного человека зависит от совокупного милосердия других. 

Тхеравада — путь немногих так как требуют от человека самоотречения и монашеского образа жизни. Именно поэтому Тхираваду называют Малым колесом — лишь малое число может надеяться на достижение нирваны.

Махаяна — Большое колесо, Путь многих — эту религию могут исповедовать и миряне. 

Идеальным человеком, с позиции Тхеровады, является святой, архат; Будда при этом тоже рассматривается как архат. Идеалом Махаяны является уподобление Будде (Будда рассматривается не просто как святой, но как спаситель) или Бодхисатве. Бодхисатва — тот, кто почти достиг нирваны, но отказался от возможности прервать цепь перерождений, чтобы помочь роду человеческому и спасти людей.

Согласно Махаяне, спасение достигается через веру в Гаутаму (вознесшегося и превратившегося в божество) и в других святых, ставших Бодхисатвами. В частности для спасения очень полезно повторять вслух их имена (таким образом, Махаяна говорит о нескольких Буддах, при первом из которых, Дипанкаре, Шакьямуни принял решение стать Буддой. Грядущего Будду зовут Майтрея).

Следует отметить, что сам Будда был не теистом, а гуманистом. Следовательно, возникшее через 700 лет после его смерти учение о божественности Будды полностью противоречит убеждениям самого Будды. Также, как современные художники Северо — Западной Индии заимствовали методы европейской живописи и скульптуры, принципы христианства были «заимствованы» теми кто на самом деле остался верен иному учению. Взаимопроникновение вероучений — обычное явление в истории религии мира. В качестве примера здесь можно привести вторжение гностических идей в миросозерцание ранних христиан.

Последователи Тхеровады стараются избегать космологических спекуляций; в Махаяне, напротив, разработана целая система многослойных небес и преисподних.

Тхеравада, по существу, атеистическое учение; Махаяна представляет собой многобожие и идолопоклонство.

Последователи Тхеровады признают только «три корзины» (первоначальные буддистские священные книги); Махаяна использует множество добавочных текстов.

К сожалению, мы не можем дать подробного описания Махаяны или северного буддизма, так как это учение разделяется на множество форм, сект и уклонов. Различия между некоторыми из этих сект также велики, как различия между самой Махаяной и южным буддизмом. Упомянем лишь о некоторых наиболее значительных сектах Махаяны.

(1). Буддизм Чистой, или райской земли. Вскоре после Рождества Христова буддизм проник в Китае, но не получил там широкого распространения вплоть до четвертого века; затем учение Гаутамы появилось в Корее. Корейцы принесли буддизм в шестом веке. Интересно, что по мере того, как буддизм распространялся в странах Дальнего Востока, на родине своей в Индии он практически исчез. Большинство индейских буддистов вернулись к индуистским основам, так как буддизм в форме «Махаяны» подвергся значительным изменениям и ушел слишком далеко от первоначального учения Гаутамы. 

Буддизм Чистой земли, особенно популярен в Китае и Японии, представляет собой поклонение Будде под именем Амитабха в Индии, Омито Фу в Китае и Амида в Японии. Спасение достигается через веру в Амидо -Будду, выражающуюся в прославлении его имени до тех пор, пока верующий не достигнет Чистой земли, рая, созданного Амидой на Западе. Это форма Махаяны находит живой отклик в народных массах — главным образом, благодаря упрощенному подходу к проблеме спасения и живописному описанию небес и ада.

Дальнейшее развитие амедистской ветви буддизма Хоненом в VII и VIII веках христианского летоисчисления кое в чем формально сближает это учение с христианством. При этом очень маловероятно, чтобы буддизм случайно стал развиваться в таком направлении; скорее примитивный буддизм к этому времени уже заимствовал некоторые элементы христианского евангельского учения, распространявшегося в ту эпоху на Востоке. 

(2). Дзен-буддизм представляет собой почти полную противоположность буддизму чистой земли и по сути дела близок к консервативной Тхеравади. Для дзен-буддиста спасение может быть достигнуто только собственными усилиями человека. Приверженцы этого учения пытаются преодолеть преграды языка и человеческой логики в поисках сверхъестественного переживания, вспышки интуиции, которую они называют сатори.

Слово дзен — японский вариант китайского слова чань, которое в свою очередь является переводом санскритского понятия Дхиана. Дхиана означает сосредоточение (медитацию), ведущее к внутреннему зрению, самосозерцанию. Дзен буддисты — практикуют медитацию в позе «лотоса» и называют этот процесс цзадзен. Для того, чтобы поставить разум в тупик дзен буддисты используют ряд иррациональных логических задач (коан). Задачи эти истощают способности разума и тем самым открывают путь для всплеска интуиции (сатори). Хотя дзен- буддизм в основе своей индивидуалистичен, ученик обязан все же во всем подражать учителю, советуясь с ним по поводу результатов своих размышлений (сандзен). Дзен-буддизм глубоко повлиял на японскую культуру и влияние это можно проследить в произведениях японской живописи, в образцах японского садоводства, икебане (искусстве составления букетов) и даже в церемонии чаепития. В последние годы дзен — буддизм стал популярен и в Америке.

(3). Ничерен — буддизм был основан как отдельная секта Ничереном (1222-1282). Священной книгой приверженцев этой секты является сутра Лотос Правды. Ничерен отвергал все остальные формы буддизма в Японии, заявляя, что спасение можно обрести лишь с помощью Лотоса Правды. Ничерен — буддизм и по сей день остается резко националистической японской, воинствующей и весьма эмоциональной формой буддизма.

(4). Тибетский — буддизм (ламаизм). Буддизм проник в Тибет около VII века от рождения Христа. Здесь он смешался с оккультными и магическими верованиями Тибета превратившись в особую секту, известную под названием ламаизм; жрецов этой секты называют ламами. Во главе иерархической системы жрецов стоит Далай — Лама, человек которому поклоняются живому воплощению Бодхисатвы. Ламаисты поклоняются множеству Будд, Бодхисатв и демонов. Приверженцы этого культа используют специальные молитвенные колеса, мельницы; они соблюдают особые ритуалы и произносят тайные заклинания.

Во многих странах Востока коммунизм сильно потеснил буддизм. В Китае, например, буддистская культура и обычаи почти исчезли в результате деятельности коммунистов. В мировом масштабе однако буддизм продолжает свое наступление.

ОЦЕНКА БУДДИЗМА С БИБЛЕЙСКИХ ПОЗИЦИЙ

1. Как мы уже заметили в современном мире уживается много различных форм буддизма. В одной Японии насчитывается более 200 различных буддистских течений и сект. Таким образом, все, что можно сказать о буддизме в целом, носит общий характер, и по отношению к конкретным философским и практических разновидностям буддизма справедливо лишь в определенной степени.

2. Ни в одной из форм буддизма нет места библейскому учению о Боге, человеке, грехе, спасении и воскресении. Большинство буддистских сект используют многобожие, пантеизм или атеизм.

3. Некоторые буддистские секты (дзен — буддизм например) полностью отвергают всякую логику и разум, в то время как другие пришли к понятиям, поверхностно близким к христианству. Амида — буддизм, например, использует спасение через веру, а не через дела человеческие. Буддисты используют такие термины, как новое рождение и новая жизнь. Сатана породила много учений противостоящих христианству, но ни одно из них не решает проблемы греха и не борется с ним.

О ЧЕМ СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ ПРИ ВСТРЕЧЕ С БУДДИСТОМ

1. Христианину, пытающемуся поделиться благой вестью с буддистом, приходиться преодолевать множество преград, к какой бы секте буддизма не принадлежал его собеседник. Поэтому верующий должен полностью положиться на провидение и могущество Духа Святого. Буддисты весьма смутно представляют себе, что такое грех, и христиане свидетельствующие среди буддистов должны молиться о том, чтоб Дух Святой воздействовал на них и убедил в существовании праведности и справедливого воздаяния.

2. Если у христианина есть возможность постоянно встречаться с буддистом, ему следует со всей ответственностью изучить именно ту форму (или формы) буддизма, с которой он имеет дело. Нужно задавать честные, дружеские вопросы, прося пояснить то, что непонятно. Таким образом христианин может выяснить, во что именно верит его собеседник, и в то же время продемонстрировать свой искренний интерес к нему. Следует узнать, достаточно ли, по его мнению, для того, чтобы спастись, собственны усилий.

3. Нужно найти нечто общее с буддистом, и уже на этом основании начинать строить здание истины. Положительное, ясное описание исключительных свойств Христа и победы Его над смертью и грехом гораздо более эффективно, чем критика недостатков и слабостей буддизма. Это не значит, что понимание слабости буддизма не важно, — иногда, в определенные моменты, критика вероучения собеседника бывает очень полезна. Упомянем три наиболее уязвимых места в буддизме.

а) Священные книги буддистов и высказывания, приписываемые Гаутаме, были записаны через 400 лет после смерти Будды. Невозможно проверить, принадлежат эти высказывания действительно Гаутаме или кому-то другому. Когда Трипитака появилась в письменном виде буддизм уже разделился на враждующие между собой секты.

б) К какой секте буддизма принадлежит ваш собеседник? различия между отдельными течениями буддизма зачастую больше, чем различия между отдельными религиями. очень важно выяснить систему ценностей данного буддиста.

в) Христос дарует настоящее спасение верующим в истинного Бога. Несмотря на то, что некоторые буддисты (например Амида) уже в позднейшее время обожествили личность, которую они называют «Господом Буддой», следует помнить, что последние слова самого Будды перед смертью были: «Будда лишь указывает путь — зарабатывайте с усердием спасение свое».

4. Христианин должен приготовиться к тому, что буддисту особенно трудно понять и принять исключительность Иисуса Христа.

5. Другая трудность состоит в том, что в таких странах, как Япония, буддизм так глубоко внедрился в структуру нации, что стал скорее образом жизни, нежели религией.


«Лабиринты веры» (Кеннет Боа).

http://heresy.ru/Wccad57ddc2f27.htm

Оставьте комментарий