Оглавление:
Как понимать слова «Корень всех зол есть сребролюбие» (1Тим.6:10).
О любви к миру и о богатстве.
Как понимать слова «Корень всех зол есть сребролюбие» (1Тим.6:10).
Аноним: А как понимать слова, что корень всех зол – сребролюбие? Это можно сказать страсть к богатству. Значит, в основе фарисейства лежала и лежит как раз страсть к богатству, что есть любовь к миру?
Ведь, Христос, учил, что кто не продаст всё, что имеет, и не отрешится от всего, тот не может быть Его учеником.
А для этого нужно и придется возненавидеть богатство. Как ап.Павел говорил, что научился жить и в бедности и в богатстве. То есть всё время в одном настрое духа.
О.Серафим: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим.6:10). В 1-м Послании к Тимофею, 6 глава, с 3 по 19 стих речь идет о богатых и чему их надо учить.
Исходя из этого контекста и надо понимать слова ап.Павла о том, что «корень всех зол есть сребролюбие». То есть, здесь идет речь не о том, какая самая главная страсть, которая является корнем всех прочих страстей. – Здесь не выясняется вопрос самой главной страсти из которой происходят все остальные. А речь о том, что от страсти сребролюбия во всем мире творится великое зло, – потому что для удовлетворения сей страсти обладаемый ею, не задумываясь, готов бывает «на всякое злодеяние, на всякое преступление и непотребство и действительно совершает их» (Амвросиаст). «Из сего корня прозябают убийства, чародеяния, хищения, ложь, нарушение клятвы и все роды преступлений» (блаженный Феодорит). «Не щадит оно живых, не щадит и мертвых, но и их грабит; восстает на родителей и братий и Божие достояние святотатственно крадет. Изгони сребролюбие — и не будет ни войн, ни вражды, ни блуда; ибо блудница из-за денег отдает себя непотребству» (блаженный Феофилакт). То есть, все это нечестие творится из-за страсти сребролюбия. Вот в этом смысле оно является корнем всех вот этих общественных зол.
Поэтому, неверно придавать этим словам ап.Павла совсем иной смысл, – что будто бы страсть сребролюбия является корнем абсолютно всех страстей. Такой мысли у него нет в данном изречении. Такая мысль возникает только если это изречение вырвать из контекста и придать ему иной смысл. Но это уже будет не мысль ап.Павла, а мысль того, кто это говорит, извращая смысл слов ап.Павла.
***
Когда правители зарабатывают деньги на обмане своего народа, то отсюда ожесточаются их сердца. И они не ощущают смерти людей из народа, – того как гибнет народ. Поэтому, современным правителям надо быть одновременно и артистами, чтобы выглядеть перед обществом и народом правдоподобно, — как будто бы они заботятся о благе народа, а не о своем личном обогащении и власти.
Одержимый страстью сребролюбия или властолюбия является бесноватым. Таковыми бесноватыми являются и современные правители, будучи одержимыми этими страстями. Но никто так в современном обществе не считает.
Мировая закулиса и дьявол использует в своих целях этих правителей по причине их одержимости страстями сребролюбия, славолюбия и властолюбия. И ради удовлетворения этих страстей эти правители сидят у них и у дьявола на крючке и готовы дальше обманывать и уничтожать народ.
Именно по причине одержимости этими страстями и ради их удовлетворения они и стараются любыми путями сохранить свою власть, всеми правдами и неправдами, чтобы и дальше продолжать их удовлетворять.
О любви к миру и о богатстве
Не надо все эти призывы так прямо понимать. Ведь там сказано, что «И как было во дни Ноя, говорит Евангелие, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили» (Лк.17:26-28).
Ибо если все прямо так и понимать, то надо перестать есть, пить, жениться, покупать, продавать, садить и строить. Ибо это все, мол, привязанность к вещественному.
И если прямо понимать слова Христа «Дружба с миром есть вражда против Бога. Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4), то тогда надо возненавидеть все, что есть в окружающем нас мире, – близких, дома, всякую мирскую работу, природу, море, и т. д., и т.п.
Исходя из такого прямого толкования: если ты живешь в квартире, то должен выйти из нее, ибо это богатство и привязанность к вещественному :).
А любви к миру быть не должно, ибо это сребролюбие :).
С такими толкованиями мы дойдем просто до полного абсурда.
Во всех таковых изречениях речь идет не о веществе мира, которое нас окружает, а о пристрастии ко всему этому. Поэтому, и говорится, что «имеющие, как не имеющие». То есть, грех не в том, что человек это имеет, а в том, что он имеет пристрастие к чему-либо вещественному в этом мире. – Грех не вещество, а пристрастие к нему.
А раз человек может иметь, и в этом нет греха, то значит можно иметь, но беспристрастно. Вот этому и должен учиться человек через борьбу со своими страстями.
«Какую же Он посылает бедность и какое богатство? Вспомни патриарха и узнаешь, какое богатство посылается Богом. Он сделал богатым Авраама и после него Иова, как этот последний сам говорит: «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов.2:10). И богатство Иакова происходило отсюда. Бывает от Него и бедность, достойная одобрения, которую некогда Он предлагал богатому в следующих словах: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21); также – ученикам, когда давал им следующую заповедь: «не берите с собою ни золота, ни серебра, ни двух одежд» (Мф.10:9-10). Итак, не говори, что Он дает всякое богатство; известно, что оно собирается и убийствами, и хищением, и множеством других способов. Но возвратимся к прежнему вопросу. Если богатые нисколько не полезны нам, то для чего они и существуют? Что сказать на это? То, что бесполезны те богатые, которые такими способами сами сделали себя богатыми, а обогащенные Богом весьма полезны. Это можешь узнать из самых дел их. Авраам владел богатством на пользу всех странников и имевших нужду. Когда пришли к нему три, как думал он, человека, то он заколол тельца и замесил три меры пшеничной муки; вспомни, как он, сидя у ворот во время полудня, щедро и усердно разделял со всеми свое имущество, предлагая кроме имущества и телесное служение, и притом в такой старости; он был пристанищем странников и терпевших нужду, и не считал своим ничего, даже собственного сына, – по повелению Божию, отдал и его; отдал вместе с сыном и себя и весь дом, когда поспешал спасти племянника; притом делал это не для приобретения имущества, но единственно по человеколюбию, так как, когда спасенные им сделали его распорядителем добычи, он отказался от всего, «даже нитки и ремня от обуви» (Быт.14:23).» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на 1Кор.13:8).
«Таков же был блаженный Иов. «Двери мои», говорит он, «я отворял прохожему» (Иов. 31:32); «я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих» (29:15-16); и «странник не ночевал на улице» (31:32); «отказывал ли я нуждающимся в их просьбе?» (ст.16) «позволял ли немощному выходить из моих дверей с пустой пазухой?» [2] (31:34). И гораздо больше этого, – чтобы нам теперь не исчислять всего, – он постоянно делал, употребляя все свое богатство на нуждающихся. А не хочешь ли посмотреть на тех, которые сделались богатыми не от Бога, и узнать, как они пользовались богатством? Посмотри на (богача, упомянутого) с Лазарем, даже не уделявшего крупиц; посмотри на Ахаава, присвоившего виноградник; посмотри на Гиезия; посмотри на всех подобных людей» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на 1Кор.13:8).
«Приобретающие праведно, получив (богатство) от Бога, употребляют его согласно с заповедями Божиими; а оскорбляющие Бога в приобретении делают то же и в употреблении, расточая его на блудниц и праздных нахлебников, или закапывая и запирая, а не уделяя ничего бедному. Почему же, скажешь, Бог попускает таким людям делаться богатыми? Потому, что Он долготерпелив и хочет привести нас к покаянию; потому, что Он уготовал геенну и назначил день, в который будет судить вселенную. Если бы Он тотчас наказывал обогащающихся неправедно, то Закхей не имел бы времени раскаяться и отдать вчетверо больше того, что похитил, с приложением половины собственного имущества; Матфей не мог бы перемениться и сделаться апостолом, если бы не имел надлежащего времени, и многие другие подобные. Потому Он долготерпит, призывая всех к покаянию. Если же они не захотят (покаяться) и будут продолжать то же, то о них сказал Павел, что они «по упорству своему и нераскаянному сердцу», собирают себе гнев «на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим.2:5).» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на 1Кор.13:8).
Вот свт.Иоанн Златоуст говорит о том, когда богатый, имея богатство, имеет его спасительно для души: «Приобретающие праведно, получив (богатство) от Бога, употребляют его согласно с заповедями Божиими» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на 1Кор.13:8).
Итак, главная мысль у Златоуста – это употребление богатства «согласно с заповедями Божьими». Именно этот принцип можно применять и по отношению к всему вещественному, – к всему, что есть в мире. Ибо все, что есть в мире, само по себе, не является греховным или злым. Так как, грех не имеет бытия и зло не находится в сущности вещей, в природе всего того, что есть в мире. Зло или грех являются от неправильного употребления, разумными существами, всего того, что есть в мире, – не в согласии с заповедями Божьими. Злом или грехом является только нравственная окраска, в разумных существах, которая не в согласии с заповедями Божьими.
Весь вещественный мир сотворен Богом. И потому, сам по себе, не является злом. И все, что создает и делает человек в этом мире, не является само по себе злом. Так как человек создает и делает только из того, что сотворено Богом. Злом или грехом является только то, когда человек вкладывает, в то, что он создает, нравственную окраску, которая не в согласии с заповедями Божьими.
Отсюда и понимание заповеди Божией, – «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Иоан.2:15) и всех подобных ей в Св.Писании. В них идет речь не о том, чтобы человек ненавидел все то, что есть вещественного в этом мире. А о том, чтобы он не имел пристрастия к всему вещественному в этом мире и пользовался бы этим и употреблял бы все это в согласии с заповедями Божьими.
Поэтому, когда и у Святых Отцов идет речь о том, чтобы не любить мира, то под этим подразумевается привязанность к вещественному, то есть пристрастие к всему этому и употребление его не в согласии с заповедями Божьими. – Речь идет о неверном настрое духа. О том, что в духе нет ежедневного стремления к воспитанию верных душевных чувств, в согласии с заповедями Божьими, во всех тех искушениях, которые приключаются с человеком, в том числе и по отношению к всему вещественному. – Когда человек не воспитывает в себе дух сокрушенный и смиренный перед Богом, чувства милосердия, незлобия, сострадательной любви, воздержания и душевной простоты, – в своей повседневной жизни, пребывая в мире вещественном, – тогда душевные страсти овладевают им. И он начинает использовать все вещественное и употреблять его для удовлетворения и разжигания своих страстей. Что и является несогласным с заповедями Божьими. Отсюда и образуется привязанность или пристрастие к всему вещественному.