Аноним: Как Вы можете прокомментировать это — «»Нет ничего плохого, что патриарху или священникам дарят дорогие предметы быта. Люди всегда несли самое дорогое в храм или резиденцию епископа… В православии в этом нет ничего дурного». (протоиерей Всеволод Чаплин)?
О.Серафим: Грех не в том, что дарят дорогие предметы. А в том, что эти предметы употребляются на прихоти и удовлетворение своих страстей сребролюбия и стяжательства иерархией и священством.
Имея необходимое для жизни, они эти предметы должны употреблять на нищих, милостыню нуждающимся, больным, содержание богаделен и детских приютов, помощь сиротам, бедным семьям и т.п. А они погрязают в роскоши. Что и свидетельствует об их одержимости страстями сребролюбия и тщеславия.
Грех — в отсутствии меры, в одержимости этими страстями. Машину иметь можно, если в этом есть нужда, но простую, а не крутую. То же самое, – часы, одежды, окружающая обстановка, и т.д., и т.п., — простые, а не крутые.
Народ возмущается не потому, что они имеют часы или машину и т.п., а потому, что они имеют крутые машины, часы, квартиры, внешнее личное материальное благосостояние их окружающее и т.п. Люди возмущаются тем, что общий дух их жизни направлен на обогащение и стяжательство.
А их апологеты хитро подменяют понятия, — выдавая предметы роскоши, как необходимое. Но одно есть необходимое, а другое — предметы роскоши. Ведь народ возмущается не тем, что они имеют необходимое, а тем, что они обогащаются, роскошествуют, удовлетворяя свои прихоти и похоти, окружают себя дорогим и престижным материальным благосостоянием. Строят дорогие храмы, за баснословные суммы. И все это на деньги, которые они собирают со своей паствы. А в это время, власть, уничтожая народ, загоняет его в нищету, лишает самого необходимого, растет беспризорность, безработность. И на этом фоне мп-шная (и не только) иерархия и священство материально жиреют и богатеют. И при всем этом народу затыкают рот, не дают возмущаться, выставляя свое обогащение, за счет своей паствы из народа, как за благочестие. И естественно, что такая иерархия и священство покрывают и защищают такую же власть, которая использует Московскую Патриархию как министерство по оболваниванию народа, давая ей возможность материально жиреть и обогощаться.
В итоге, получается, что такая иерархия и священство держат народ за лохов, с которых просто собирают деньги и материальные блага ради своего личного обогащения. Получается, что это просто своего рода такой бизнес, мошенничество и обман. А такая иерархия и священство — это бизнесмены, мошенники и обманщики, в священных одеждах.
***
«Итак, ни Иуда, ни Симон (волхв) не должны приступать к этой трапезе, потому что оба они погибли от сребролюбия. Будем же избегать этой пропасти, и не почтем достаточным для спасения, если, ограбив вдов и сирот, принесем золотой и украшенный драгоценными камнями сосуд для святой трапезы. Если ты хочешь почтить жертву, то принеси душу свою, за Которую принесена жертва; душу свою сделай золотой. Если же она хуже свинца и глины, а ты приносишь золотой сосуд, какая из того польза? Итак, будем заботиться не о том одном, чтобы принести в дар золотые сосуды, но о том, чтобы принести от праведных трудов. Такие приношения, добытые тобой без любостяжания, дороже всяких золотых. Церковь — не на то, чтоб в ней плавить золото, ковать серебро; она есть торжественное собрание ангелов. Поэтому мы требуем в дар ваши души, — ведь ради душ принимает Бог и прочие дары. Не серебряная была тогда трапеза, и не из золотого сосуда Христос давал пить кровь Свою ученикам. Однако же там все было драгоценно, все возбуждало благоговение, потому что все исполнено было Духа. Хочешь почтить тело Христово? Не презирай, когда видишь Христа нагим. И что пользы, если здесь почтишь Его шелковыми покровами, а вне храма оставишь терпеть и холод и наготу? Изрекший: «сие есть тело Мое» (Матф. 26:26), и утвердивший словом дело, сказал также: вы видели Меня алчущего, и не напитали; и далее: «так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Матф. 25:42-45). Для этого таинственного тела нужны не покровы, а чистая душа; члены же Христовы, то есть, нищие, имеют великую нужду в нашем попечении. Научимся же быть любомудрыми и почитать Христа, как сам Он того хочет» (свт.Иоанн Златоуст, «Толкование на Евангелие от Матфея», Беседа 50).
«Говоря это, не запрещаю делать богатые вклады: требую только, чтобы вы, вместе с вкладами и даже прежде них, творили милостыню. Хотя Бог приемлет и вклады, но гораздо лучше милостыню. Там один только приносящий получает пользу; а здесь и приемлющий. Там дар бывает иногда поводом к тщеславию; а здесь все делается по одному милосердию и человеколюбию. Что пользы, если трапеза Христова полна золотых сосудов, а сам Христос томится голодом? Сперва напитай Его алчущего, и тогда уже употреби остальное на украшение трапезы Его. Ты делаешь золотую чашу, и не даешь чаши студеной воды. Что в том пользы? Делаешь для трапезы златотканые покровы, а Христу не даешь и нужного для прикрытия. Какой плод от того?..
Итак, украшая дом Божий, не презирай скорбящего брата; этот храм превосходнее первого» (свт.Иоанн Златоуст, «Толкование на Евангелие от Матфея», Беседа 50).
«И хотя многие из христиан нынешних созидают храмы Божии, как видим, каменные или деревянные, но одушевленные разоряют. Украшают Евангелие золотом и серебром, но того, чему Евангелие учит, и перстом коснуться не хотят, или даже и не знают. Иные дают милостыню, но у других отнимают. И какая оттого польза? Ибо это не богоугодное, но богопротивное дело» (свт.Тихон Задонский, «Об истинном христианстве», кн.1, ч.2, Заключение 1, п.272).