Оглавление:
Бесы тоже мучаются в аду.
О чувстве страха Божия.
Бесы тоже мучаются в аду.
о.Серафим: Бесы точно так же мучаются, будучи в аду. Но до Страшного Суда часть бесов находится в аду, а основная их часть находится между Небом и землей. Поэтому они и имеют доступ к людям и искушают их. А после Страшного Суда, они все будут ввергнуты в геену огненную и останутся в адских муках, на вечные мучения.
«Затем, душе, разрешившейся от тела и ставшей совершенно бестелесной и духовной, невероятно было бы мучиться от вещественного огня, в то время как ее тело, которое огонь должен был бы охватить, истлело. Правда, после воскресения, когда она воспримет нетленное тело, и вся тварь станет неизменяемой, и когда разделится огонь, как мы научены, ей будет соответствовать быть мучимой им, и не только ей одной, но и – демонам, которые являются как мрачными, так и облеченными некоей материей и грубой вещественностью и телом воздушным или огненным, как говорит Василий Великий» (свт.Марк Эфеский, «Первое слово против чистилища»).
«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Матф.25:41). «А осуждаемым говорит: “идите от Мене проклятые”, – не от Отца, так как не Он проклял их, но собственные их дела, – “в огонь вечный, уготованный” не вам, а “диаволу и ангелам его”. Когда говорил Он о царствии, то, сказав: “приидите благословенные, наследуйте Царство”, присовокупил: “уготованное вам от создания мира”; а говоря об огне, сказал не так, а присовокупил: “уготованный диаволу”. Я царство готовил вам, говорит Он, огонь же не вам, но “диаволу и ангелам его”; но так как вы сами ввергли себя в огонь, то и вините сами себя» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Мф.25:41).
«А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр.20:10). «Славное пришествие Христово поразит их духом уст Его, и вождя их диавола вместе с антихристом ввергнет в озеро огненное, где они мучимы будут во веки веков» (свт.Андрей Кесарийский, Толкование на Откр.20:10), то есть вечно.
«Разве не знаете, что мы будем судить ангелов» (1Кор.6:3). «Апостол говорит здесь о злых духах, о тех ангелах, о которых говорит Христос: «идите… в огонь… уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Когда эти бесплотные силы окажутся хуже нас, облеченных плотью, то подвергнутся тягчайшему наказанию». (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на 1Кор.6:3).
То есть бесы, будучи в аду, не будут мучить людей, а сами будут мучиться точно так же как и все нераскаянные грешники. Другое дело, что бесы это более могущественные духи по природе, в сравнении с душою человеческой. Поэтому, когда они будут мучиться, то своими страданиями и муками могут наводить еще большие страхи на рядом находящихся и мучающихся людей.
О чувстве страха Божия
Так как бесы, в аду, сами пребывают в муках, то они и не занимаются мучением людей. А то, что рисуется на некоторых иконах Страшного суда, что бесы мучают грешников, жарят их на сковородках и огне, то это в иконописи встречается, как одно из наиболее доступных объяснений для простого и безграмотного народа тех мук, лютость которых изобразить невозможно. Вот и пытались изобразить, наиболее доступными образами для простых людей. Это применяется как одно из средств, которое наиболее содействует приведению в чувство страха Божия грешников, пребывающих в нераскаянности. Чтобы грешники, приходя в чувство страха адских мук, через посредство наглядного изображения, удерживали этим страхом себя от греха. Поэтому и говорится, что «Начало мудрости – страх Господень» (Прит.9:10), и «Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Прит.14:27). Ибо чувство страха Божия, страха адских мук, может содействовать в удержании от зла человека, имеющего таковое чувство.
Так как не все сразу, сходу, достигают чувства любви к Богу, то поэтому очень многим в достижении этой любви, на пути к ней, в некоторых случаях, содействует чувство страха Божия, как узда, удерживающая их от греха. Вот почему «Страх Господень научает мудрости» (Прит.15:33). Ибо кто удерживается от злых чувств, от греха и нечестия, то тот, через посредство устремления к истинной добродетели, приобретает мудрость и жизнь для души, которые подает ему Господь, по дару Своей Божественной благодати.
Так как, новоначальные не сразу могут иметь в себе постоянное ощущение чувства любви к Богу, то в этом им может содействовать страх перед наказанием, перед адскими муками, так как человеку естественен страх перед наказанием. Это примерно как в земной жизни, — страх наказания, боли и страдания, исходящий от других людей, заставляет человека делать то, что ему говорят. Детей может заставлять слушаться своих родителей, удерживая их от зла и греха. Кто-то из-за этого страха предает своих близких, а кто-то отрекается от Бога. А кого-то страх наказания посредством закона удерживает от преступления. Даже Христос, перед тем как идти на крестную смерть, ощутил чувство страха, перед страданиями, по Своему человеческому естеству, но покорил его воле Своего Божественного естества, и принес себя в жертву ради спасения всех людей.
В обыденной, повседневной жизни, чувство страха помогает человеку в предохранении его от какой-либо опасности для жизни. Поэтому, чувство страха естественно человеку и если его правильно употреблять, к месту, к времени и в меру, то оно будет содействовать приобретению истинных добродетелей, содействуя в этом спасению души. Для этого и употребляется страх Божий перед Страшным судом и адскими муками. Вот почему и говорится, что «Страх Господень ведет к жизни» (Прит.19:23). То есть, к жизни в общении с Богом, и вечному блаженству.