Аноним: Расскажите, пожалуйста, о юродстве, так как есть не только лжестарцы, лжепророки, лжемонашество, но и лжеюродивые.
О.Серафим: Юродство – это подвиг, который проходился при определенных жизненных обстоятельствах, которые были в древности. И тогда он имел смысл, как средство для обличения нечестия, в обществе христианском. В наше время христианского общества нет; и в некоторых обществах, на человека который не живет по понятиям и духу современного общества уже смотрят как на безумного, и без всякого юродства. В наше время такой подвиг будет содействовать только хуле на христианство.
Про юродивых могу сказать только то, что сказал преп.Серафим Саровский, еще в начале 19-го столетия: «Мы уже видели, как батюшка неодобрительно относился к самочинному подъятию подвига юродства, когда воротил к семье и торговле одного такого мнимого подвижника, с веригами, босого, без благословения бросившего свое дело и начавшего бродяжничать. “Думаю, – сказал ему о.Серафим, – что весьма хорошо торговать-то хлебом”. И в другой раз говорил он: «Из юродивых едва ли один отыщется, чтобы не в прелести находился. И погибали. Или вспять возвращались. Старцы наши никому юродствовать не позволяли. При мне один только обнаружил юродство, запел в церкви кошачьим голосом; старец же Пахомий в ту же минуту приказал юродивого вывести и проводить за монастырские ворота» (Всемирный светильник, гл.12).
В цветущие времена христианства, на такой подвиг были способны единицы. И если во времена преп.Серафима Саровского было так, то тем более, в наше время этот подвиг невозможен, и не имеет смысла. Ведь тщеславиться, и вменять себе свое делание, можно и ощущая себя юродивым. Человек, не знающий правильно-проходимой внутренней духовной жизни, не имеющий непрелестного душевного делания, может только лишь внешне подражать юродству. Но на самом деле, он будет актер и лицемер, на которого будут улавливаться духовные слепцы, не имеющие понятия о непрелестном духовном делании.
Подвиг юродства в наше время не возможен, так как не те времена и обстоятельства жизни у людей. И кто будет проходить это подвиг, в наше время, то он только зайдет в состояние духовной прелести и погибнет. Прохождение этого подвига будет являться свидетельством только того, что этот человек ищет славу человеческую, чтобы выглядеть перед людьми юродивым, – не таким как все, особенным. Это и есть первый признак самомнения и стремления к тщеславию.
Но по отношению к нашим временам, о подвижниках сказано так: «В последнее время те, которые поистине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес. Они пойдут путем делания, растворенного смирением» (преп.Нифонт Цареградский, ответ 4).