Аноним: Добрый день, батюшка, Серафим!
Помогите нам, пожалуйста, ответить на такой вопрос.
«Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине». (2Пет.1:3-12)
Как определить на сегодня, а кто утверждён в настоящей истине?
2Кор.13:5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.
Софония 2 «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришло определение — день пролетит как мякина — доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней. Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня».
1-е Иоанна 4 «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. ……..
Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения».
Кого нас? Кто сегодня может так сказать?
От Матфея 7 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
Итак по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
Как узнать? По плодам. А что есть плоды?
Главный из них, без которого ничего не имеет смысла — истинная любовь.
Матф.7:16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
Итак, кто может сказать, что он утверждён в настоящей истине, проповедовать другим, не обманывая самого себя, и знать, что не собирает с терновника виноград, или с репейника смоквы?
Как определить, где истинная настоящая любовь, а где подделка — душевное сладострастие, кровяное разгорячение, дух самообольщения???
О.Серафим: Так как, «Истина есть ощущение по Богу» (преп. Исаак Сирин, сл.43) и «Душа видит Истину Божию по силе жития» (преп. Исаак Сирин, сл.30), то способ определения стоящих в Истине один и тот же, на все века и времена, и в наше время он тот же самый, – это истинные плоды духа. Эти плоды духа воспитываются и приобретаются только через посредство правильно-проходимой внутренней духовной жизни в борьбе со своими страстями, — в процессе которой страсти искореняются, а вместо них воспитываются истинные добродетели. Поэтому там, где есть эта правильно-проходимая борьба со страстями, где воспитываются истинные добродетели, – там и есть Истина, как внутреннее «ощущение по Богу», которое образуется по мере очищения своих чувств от примеси духа самости и гордыни, по мере воспитания добродетельных чувств, духа сокрушенного и смиренного перед Богом.
Дар различения духов, то есть вИдение и различение духовного состояния душ человеческих, приобретается только опытным путем, при правильном прохождении борьбы со страстями, и воспитании истинных добродетелей, на основании духа (чувства) сокрушенного и смиренного перед Богом. Кто идет таким путем, тот в процессе этого делания приобретает естественный опыт различения духов внутри себя, к которому и присоединяется дар Благодати, подаваемый от Бога.
Когда человек научается различать духов обольстителей внутри себя, в движениях своего духа, опытным путем, в самом процессе борьбы со своими страстями, тогда он начинает различать это и в других людях.
А кто проходит свою духовную жизнь на основании духа самости и гордыни, на ощущении своей правильности и праведности, тот – духовно слепой и не может различать духов обольстителей внутри себя, которые заводят его в состояние духовной прелести и самообольщения. Такой не сможет правильно различать духовное состояние в других людях. Или может видеть более грубые обольщения, а более тонкие не видит, по той причине, что сам внутри себя, в настрое своего духа, обольщен. Соответственно, что такой может тьму называть светом, а свет – тьмой, или тьму перемешанную со светом будет воспринимать за свет; или правду, истину перемешанную с ложью будет воспринимать за истину, за правду.
***
Истинными плодами духа являются добродетельные чувства, истинные добродетели, о которых говорят заповеди Божии. Сюда относится в первую очередь чувство сокрушения и смирения перед Богом, ощущение своей немощи, опытно познавемое в процессе борьбы со своими страстями, — что без Бога не могу победить свои страсти, и потому чувство упования и надежды, обращенное на Бога, на Его милость. — На основании чувства сокрушенного и смиренного перед Богом строится дом душевных добродетелей, состоящий из других плодов духа, – это чувство кротости, благодушия и добродушия, чувство милосердия и сострадательной любви, чувство прощения, незлобия и душевной простоты, чувство любви к правде и истине, чувство доброжелательности и любви.
Истинная любовь всегда соединена с чувством сокрушенным и смиренным перед Богом, с чувством любви к правде и истине.
Чувство любви, естественное человеку, осквернено примесью первородного греха, духом самости и гордыни, по причине грехопадения. Отсюда и образовалось самолюбие, гордость.
И если чувство любви не очистить от примеси духа самости и гордыни, то эта любовь будет не настоящая, не истинная. И кто будет возгревать в себе такое чувство любви, им увлекаться и культивировать его в себе, тот возгреет в себе только душевное сладострастие. Так в наше время многие попадают в самообольщение, в духовную прелесть душевного сладострастия, которое они воспринимают за истинную любовь. Но не видят и не понимают этого по своей душевной слепоте, происходящей из одержимости духом самости и гордыни, который они еще не сокрушили и не смирили в себе; и не разорвали привязанности к своему душевному сладострастию.
Проще говоря, если подвизающийся не положил в основание своей духовной жизни чувства сокрушенного и смиренного перед Богом, не занимается воспитанием добродетельных душевных чувств в своей личной жизни, через посредство борьбы со своими страстями, то как бы он ни подвизался, и чтобы он ни делал, — он идет по пути духовной прелести и самообольщения. Он – духовно слепой и не может внутри себя различить плоды духа, страсти от добродетелей, принимая духовную прелесть душевного сладострастия за благодатное состояние любви; соответственно, он и в других не может различать плоды духа, истинные от ложных.
И только воспитание чувства сокрушенного и смиренного перед Богом, и на его основании добродетельных душевных чувств, привлекает в душу Божественную благодать: «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс.33:19); «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6); «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс.50:19); «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу… с сокрушенными и смиренными духом» (Ис.57:15). Божественная благодать, приходя в душу сокрушенную и смиренную перед Богом, очищает чувство любви и другие наши чувства от примеси духа самости и гордыни. Так образуется истинная любовь. И все это достигается только в процессе правильно-проходимой борьбы со страстями, направленной на воспитание добродетельных душевных чувств, истинных добродетелей.
Вот так Истина поселяется в душе человека, как внутреннее «ощущение по Богу» (преп. Исаак Сирин, сл.43). Такой человек может различать истинные плоды духа в других, по дару Благодати, постоянно пребывающей с ним, в его душе, по причине чистоты его чувств. Такое духовное вИдение и различение образуется только из духовного опыта в процессе борьбы со страстями, правильно-проходимой, в результате которой он и научается различать плоды духа в себе; а отсюда уже и в других.
Всем остальным различение плодов духа подается Богом по временам, – в те моменты времени, когда это нужно для их спасения, при условии, если они действительно, в реальности, стремятся к спасению, ищут истинного удовлетворения своей совести, алкают и жаждут правды Божией, истины. А у кого нет этого стремления, или есть только видимость его, а в реальности, под благовидным предлогом спасения, он ищет просто удовлетворения каких-то своих страстей, то он не может иметь благодатного дара различения плодов духа. А если и различает, то только по естеству, более грубые. А всё остальное для него закрыто.
А так же, Бог может подавать этот дар различения плодов духа на момент времени, новообращенному, когда Бог призвал его на путь спасения, и когда Господь предвидит, что этот человек воспользуется этим спасительно для своей души.