Аноним: Отец Серафим, какое Ваше отношение к кремации? Расскажите, пожалуйста.
О.Серафим: Погребение умерших в земле или их сжигание (кремация) — это относится к традиции различных народов. У каждого народа свои традиции. Христианство несет людям то, что им необходимо для спасения их душ. — Это основные вероучительные понятия, — о Боге, Рае, аде, Страшном суде, жизни вечной, о Спасителе нашем Господе Иисусе Христе… И далее учит христианской нравственности, заповедям Божьим, правильно-проходимой борьбе со своими страстями.
Все остальное, что есть у различных народов, те или иные традиции, которые безразличны и не противны христианской нравственности чисто внешне, то христианство их воцерковляет, придавая им христианский смысл и значение. Но не искореняет их, и не насаждает всем традиции иудейские ветхозаветные или традиции других народов, обратившихся в христианство. Именно так поступали Апостолы, когда несли свою проповедь, другим народам. Они не насаждали всем иудейскую традицию, а воцерковляли местные традиции других народов, придавая им иной смысл, христианский. Так впоследствии несли проповедь другим народам и последующие проповедники. Искоренять можно только традицию, которая чисто внешне, сама по себе, безнравственна. Но те традиции, которые чисто внешне безразличны, то им всегда можно придать иной смысл и толкование.
Вот точно так же и в этом вопросе, кремации. Само по себе, чисто внешне, это явление относится к безразличной традиции. Все зависит от того, какое ей толкование дать. И если в каком-то народе или местности люди следуют этой традиции, то надо просто ее воцерковить. То есть придать ей смысл и толкование христианское. К примеру, тело при сожжении обращается в прах, который, по слову Господню, возвращается в землю. — Хоть закопай его, или по ветру развей, или брось в реку, или тело съедят животные или рыбы, все равно в день Страшного суда тела обратно соединятся со своими душами и предстанут на суд; но только они уже не будут иметь грубой физической плоти, а будут тонкоматериальными. — И как мы сжигаем тело, так точно все грубые физические тела будут сожжены огнем в день Страшного суда, когда Господь придет судить всех по их делам, настрою духа. И цену будут иметь только истинные добродетели, которые мы воспитали в душах своих, будучи здесь на земле. Поэтому, пока мы здесь на земле, надо озаботиться спасением своей души через искоренение страстей, и воспитание вместо них истинных добродетелей.
Для фарисеев, законников и обрядоверов, которые воспринимают христианство чисто внешне, все это непостижимо.