В Церкви существуют такие понятия, как общий путь и исключение из общего правила. Есть общее нравственное учение Церкви, но из него бывают исключения. И эти исключительные случаи из жизни Церкви возводить в общее церковно-нравственное учение для всех – это есть самомнение и дух самоуверенности, который приводит в итоге к духовной прелести. Это дезориентация всех и направление на путь самоуверенности, на путь духа самости и гордыни, который ведет в погибель.
Вот что по поводу понятий об общем нравственном учении Церкви и исключениях из общего правила пишет свт.Игнатий Брянчанинов в главе о послушании:
«Напрасно будут указывать нам на преподобного Захарию, который, находясь в повиновении у неискусного старца, отца своего по плоти, Кариона, достиг иноческого совершенства, или на преподобного Акакия, спасшегося в жительстве у жестокого старца, который согнал бесчеловечными побоями ученика своего преждевременно в гроб. Тот и другой находились в послушании у недостаточных старцев, но руководствовались советами духоносных отцов, так же назидательнейшими примерами, которые были во множестве пред очами их: единственно по этой причине они могли пребыть в наружном послушании у своих старцев. Эти случаи вне общего порядка и правила. «Образ действия Промысла Божия, – сказал святой Исаак Сирский, – вполне отличается от общего человеческого порядка. Ты держись общего порядка».
Возразят: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению апостола. «За то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Сол.2:10–12). «По вере вашей да будет вам» (Мф.9:29), сказал Господь, Само-Истина, двум слепцам и исцелил их от слепоты: не имеют права повторять слов Само-Истины ложь и лицемерство для оправдания своего преступного поведения, которым они погубляют ближних. Бывали случаи, очень-очень редкие, что вера, по особенному смотрению Божию, действовала через грешников, совершая спасение этих грешников.
В Египте старейшина разбойников Флавиан, намереваясь ограбить некоторый женский монастырь, облекся в монашеское одеяние и пришел в этот монастырь. Монахини приняли его как одного из святых отцов, ввели в церковь, прося принести о них молитву Богу, что Флавиан исполнил, против воли своей и к удивлению своему. Потом представлена была ему трапеза. По окончании трапезы монахини умыли его ноги. В монастыре одна из сестер была слепа и глуха. Монахини привели ее, и напоили водою, которою омыты ноги странника. Больная немедленно исцелилась. Монахини прославили Бога и святое житие странного инока, провозглашая совершившееся чудо. Благодать Божия низошла на старейшину разбойников: он принес покаяние, и из старейшины разбойников претворился в знаменоносного отца. В житии святого Феодора, епископа Эдесского, читаем, что блудница, будучи принуждена отчаянною супругою Адера, принесла Богу молитву о умершем ее сыне, что младенец воскрес по молитве блудницы. Блудница, приведенная в ужас совершившимся над нею, немедленно оставила греховную жизнь, вступила в монастырь и подвижническою жизнию достигла святости. Такие события – исключения.
Созерцая их, мы поступим правильно, если будем удивляться смотрению и непостижимым судьбам Божиим, укрепляться в вере и надежде; поступим очень неправильно, если будем эти события принимать в образец подражания.
В руководителя поведению нашему дан нам Самим Богом Закон Божий, то есть Священное Писание и Писания отеческие. Апостол Павел решительно говорит: Повелеваем же вам, братие, о имени Господа нашего Иисуса Христа, отлучаться вам от всякого брата, бесчинно ходящего, а не по преданию, которое приняли от нас (2Сол.3:6).
Преданием здесь названо нравственное предание Церкви. Оно изложено в Священном Писании и в Писаниях Святых Отцов. Преподобный Пимен Великий повелел немедленно разлучаться со старцем, сожительство с которым оказывается душевредным, очевидно, по нарушению этим старцем нравственного предания Церкви» (свт.Игнатий Брянчанинов,т.5,гл.12).
Как видим, свт.Игнатий изложил здесь правильное понятие об отношении к общему нравственному учению Церкви и об исключениях из него. А так же, какое должно быть понимание и отношение к примерам из житийной литературы, где присутствуют явные исключения из общего правила, по отношению к нравственному преданию Церкви.
А вот исключение:
Комедиант Порфирий был претворен святым таинством крещения, произведенным в насмешку, в христианина, за что был мучим и казнен Иуалианом отступником (Жития святых,15 сентября). Генесий, комический актер, в своей комедии изобразил таинство крещения. После исполнения обряда крещения Генесий был претворен святым таинством крещения, произведенным в насмешку, в христианина. За что был мучим римским императором Диоклетианом и казнен через усечение головы (Церковная История Флери, книга 8, гл.49).
То есть, Бог предвидел обращение этих двух комедиантов, по Своему Божественному предведению. И таким образом, даровал им дар Благодати, на подаяние которого эти два актера откликнулись и стали мучениками за Христа. Но если бы Бог предвидел, что они не откликнутся на подаяние этого дара, то Бог бы и не даровал дара Благодати, через совершение внешнего священнодействия этими комедиантами. Ведь многие глумились над Таинствами, совершая их внешне, актеры, безбожники, богохульники и т.п.. Но исключительное действие Бог совершил только лишь над этими комедиантами. Остальные же актеры-комедианты, изображая таинство крещения, при своих насмешках и глумлениях, не получили никакого дара Благодати, но так и продолжали глумиться и надсмехаться.
Это и свидетельствует о том, что эти случаи являются исключением из общего правила, о котором св.Исаак Сирин и говорит, что «Образ действия Промысла Божия вполне отличается от общего человеческого порядка. Ты держись общего порядка».
А свт.Игнатий Брянчанинов это подтверждает, говоря об этих исключительных случаях, из истории церкви: «Созерцая их, мы поступим правильно, если будем удивляться смотрению и непостижимым судьбам Божиим, укрепляться в вере и надежде; поступим очень неправильно, если будем эти события принимать в образец подражания», ибо «вера в ложь и в бесовскую прелесть губит», так как основывается на духе самоуверенности и самонадеянности, на духе самости и гордыни.