Вера есть способность души, чувство в человеке, по природе, и оно осквернено через грехопадение примесью первородного греха, самостно-гордостным духом. И по этой причине нуждается в очищении от этой примеси, – от самостно-гордостного духа. По мере того насколько чувство веры очищается от этой примеси греха, настолько человек, по настрою своего духа, и приобретает правое чувство веры, истинную веру.
Чувство веры может быть истинным или ложным.
Если чувство веры соединяется с чувством сокрушенным и смиренным перед Богом, тогда и получается вера истинная, в чувствах и ощущениях. А внешне она может выражаться в зависимости от искушений и обстоятельств.
А если чувство веры соединяется с самостно-гордостным духом, тогда и получается чувство самоуверенности, которое искажает чувство веры, делая его ложным. Отсюда и рождаются ложные понятия в нравственности и исповедании веры.
В наше время все понятия искажены и спутаны, поэтому самоуверенность и самонадеянность воспринимаются многими за правую веру и надежду. Но для спасения это нужно видеть и различать.
Вера – естественное чувство, и без нее мы не можем совершить ни одного дела. Но и она, как все наши чувства, не чиста от примеси первородного греха (самостно-гордостного духа). И так как естественное чувство веры не свободно от этого духа, то дух самости и гордыни всегда влечет к тому, чтобы чувство веры, действовало ради него, ища ему удовлетворения. Так естественное чувство веры соединяется с духом самости и гордыни, и образуется само-вера, то есть самоуверенность, которую человек может воспринимать за правое чувство веры. Так образуется неправая вера, самообольщение, духовная прелесть, которые соединяют человека, по настрою его духа, не с Богом, а с дьяволом.
А для того, чтобы поиметь правое чувство веры, необходимо очищать естественное чувство веры от этой примеси духа самости и гордыни, когда он проявляется через страсти, в личной жизни, в ежедневных искушениях. Этому и учит правильно-проходимая борьба со страстями, за чистоту своих чувств. Поэтому там, где есть правильно-проходимая борьба со страстями, – там есть и воспитание добродетельных душевных чувств и правое чувство веры. А отсюда уже и все Божии обетования, которые даны этому правому чувству веры.