Аноним: Как выходя в мир сохранить настрой духа?
О.Серафим: Не осуждать, не роптать, не обижаться, не отдаваться чувству неприязни и недовольства, – когда будете вот так, тогда и сохраните настрой духа. А то как получается? Вышел, увидел и сразу осудил, и настрой духа весь потерял. Мир виноват?
– «Если бы не мир, я бы не осудила», – говорят. «Не обиделась бы, не раздражилась, не поимела бы чувства неприязни». Это не мир виноват, а виноваты мы сами. У нас вся беда в том, что мы обвиняем кого-то, когда сами идем на поводу своих страстей. Искушения в мире вытаскивают из человека страсти, которые были спрятаны в нем. Он-то казался себе уже хорошим, свободным от каких-то страстей, а тут оказывается, что сидит в нём грех, страсть. Это и показывает, что именно нужно искоренять; а не находиться в иллюзии, что раз ты в правильной церкви, то это уже само по себе тебя спасет. Но спасение как раз и заключается в том, чтобы научиться правильно преодолевать искушения, выносить из них верные душевные чувства, в борьбе со своими страстями. Потому что когда нет искушений, тогда у многих создается иллюзия бесстрастия, т.е. сразу примешивается самомнение, и человек вменяет это себе, по настрою духа, думая, что он освободился от таких-то страстей.
А на самом деле все просто: когда нет искушений, то страсти затихают, т.е. замирают. Но стоит только появиться искушению, как они тут же вылазят. Это и свидетельствует о том, что на самом деле они не искоренены. Но самость это замирание страстей тут же вменяет себе, и таким образом возгревается самомнение, дух самости и гордыни. И таким путем многие подвизающиеся и подвижники, неопытные в духовной жизни, заходят в состояние духовной прелести, самообольщения.
Если будете воспитывать в себе чувства любви, душевной простоты, незлобия, истинного смирения, кротости и добродушия, любви к правде, чувство неравнодушия, милосердия и сострадательной любви, стремление к удовлетворению совести, то мир на вас никакого воздействия иметь не будет. Нужно чувство снисходительности к людям в окружающем вас мире, а не фарисейской праведности. Нужно чувство сострадательной любви, в молитве за них: «Господи, помоги людям, бедным, несчастным, страсти их мучают, бесы их мучают, тяжко им, души их погибают, не оставь их. А меня, грешника окаянного прости, что я не могу понести немощи ближнего, нет смирения, нет любви истинной, настоящей. Но я хочу. Помоги мне Господи, приобрести все эти чувства – милосердия и сострадания, любви и смирения, незлобия и душевной простоты, по отношению ко всем людям и ближним моим».