Аноним: Один не слишком простой богословский вопрос — болел ли Христос во время своей земной жизни какими-нибудь телесными болезнями, по человеческой природе?
О.Серафим: Болезнь приводит человека в ощущение своей немощи.
Христос испытывал телесную немощь. — Уставал после пройденного пути, отдыхал; пил, ел для поддержания телесных сил, то есть испытывал чувство голода и жажды; спал, для поддержания телесных сил. — Это все относится к ощущению телесной немощи.
А на счет болезней, — в те времена основная масса людей, проживши всю жизнь, не болели. И Христос в этом отношении был как и все.
Аноним: Телесная немощь — одно, болезнь немного другое. если болезни и смерть результат греха, а Христос во всем подобен нам, кроме греха, причины для болезней и смерти в нём нет, и Сам Он не мог бы умереть иначе, как только отдав жизнь добровольно! то есть голод и усталость связаны с недостачей чего-либо для тела, и не есть результат греха, а болеть (например, вирусными заболеваниями) Христос в принципе не мог, получается! мне все это рассуждение потребно для статьи о том, что Тело Христово не нуждается в вакцинации) ещё раз спасибо за помощь!
О.Серафим: Это неверно. Болезнь, усталость, голод, жажда, телесная немощь и телесная смерть, — это все следствие грубой физической плоти, которая дана была человеку Богом, после грехопадения. И сами по себе они не являются грехом. Они являются следствием грубого физического тела, которое было дано Богом человеку после грехопадения. То есть телесная плоть, со всеми присущими ей немощами (в том числе болезни и смерть), появилась у человека не сама по себе, как следствие грехопадения, а была дана Богом. И потому избавление от греха не избавляет от телесной плоти и свойственных ей немощей.
Животные не имеют грехов, но они тоже болеют и умирают. Все святые так же болели.
Христос мог точно так же пораниться в дороге, и от этого могла появиться рана. Когда Христа бичевали, нанося Ему раны, и распинали Его на кресте, то Он испытал на Себе все телесные болезненные состояния и страдания, которые бывают при болезненных состояниях (во время болезней), от появления таких ран на теле. — Хотя Христос не имел греха, но Он был подвержен скорбям и страданиям, которые Он испытал на себе от болезненных состояний немощного тела, при болезнях от ран, полученных при бичевании и распятии на кресте. И в конечном итоге претерпел телесную смерть. Такие же скорби и страдания испытывают на себе люди при очень тяжких болезнях, но только в меньшей степени, по сравнению со страданиями Христа.
Святой — это не супермен, который не болеет и обладает сверхъестественными способностями. Это не так, что чем святее становится человек, тем он меньше болеет. Ибо немощное тело, проявляемое и в болезнях, — это само по себе не является злом и грехом.
Аноним: Да, святые болеют и не стараются уклониться от болезни, животные болеют, ибо грехом человека смерть вошла в мир и живые твари стали ей подвластны, Христос же мог, теоретически, пораниться и испытать боль, но мог ли заболеть, например, чумой или проказой? Просто потому, что рядом оказался вирус? Думаю, из общей логики Писания следует вывод, что не мог! Нужно бы подробнее понять взгляд Писания на причины болезни
О.Серафим: Причины болезней — это немощное тело, которое дал Бог для нахождения в этом материальном мире. И пока человек находится в своем грубом физическом теле, он не может избежать болезней, в той или иной степени, и телесной смерти.
К примеру, бесы находятся во грехах и страстях, но при этом не болеют физическими болезнями. Почему? — Потому что у них нет грубой физической плоти.
Отсутствие физических болезней — это состояние будущего века, где нет грубой физической плоти, но при этом может быть одержимость страстями и грехами в крайней степени, как у демонов. То есть грехи и страсти у демонов есть, а телесных болезней нет, — потому что у них нет грубой физической телесной плоти.
К примеру, святой или закореневший грешник пока были на земле, оба болели, но когда пришла смерть, и они разлучились с грубым физическим телом, то они оба перестали болеть физическими болезнями.
Есть много различных последствий грехопадения, которые являются естественными в этом грубом физическом материальном мире. К примеру, само грубое материальное тело, рождение детей, само нахождение здесь на земле, которая является местом изгнания для человека.
Так и физические болезни бывают естественные, а бывают как следствие страстей. Просто надо различать естественные болезни — от тех, причинами которых являются страсти. Хотя внешние симптомы у них могут быть одинаковые, но причины разные. Причиной естественной болезни является естественная причина. А причиной болезни от страсти является страсть, – неестественная причина. Потому что страсть неестественна человеку по природе. Отсюда и лечение. Естественная болезнь излечивается какой-либо физической терапией. А болезнь от страсти не излечится естественными средствами, пока не искоренится страсть; хотя естественные средства могут помогать в какой-то степени, но пока не будет искоренена страсть. – болезнь не излечится.
Таково Божественное определение, что пока человек находится в этом грубом, физическом теле, он подвержен телесным немощам, в том числе и болезням, в той или иной степени, и смерти.
Причины физических болезней — немощное физическое тело, которое Бог дал человеку, после грехопадения. То есть телесная плоть не сама по себе появилась у человека, как следствие грехопадения, а Бог ее ему дал: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт.3:21).
***
Если тело немощное, то оно подвержено болезням. Немощное тело потому и называется немощным, что оно подвержено болезням и смерти.
Христос, имея немощное тело, точно также мог заболеть, но только естественными болезнями. К примеру, простудой, — простудиться от чрезмерного холода и заболеть. И чтобы не заболеть, ему в холод нужна была теплая одежда или огонь от печи или костра, чтобы согреться. Зачем? Потому что немощное тело может заболеть. Это не так, что если бы Христос в одной нижней одежде сидел на -30-ти градусном морозе, длительный период времени, то он бы не заболел, хотя и имел немощное тело. Но это тело потому и называется немощным, что оно подвержено болезням и может заболеть.
У вас в голове неправильная установка, и вы пытаетесь под нее подогнать Св.Писание, — что болезни только от греха и от страстей. Вы не разделяете того, что
1) болезни бывают естественные, и
2) болезни бывают — от греха, от страстей.
1) Причинами естественных болезней являются естественные причины. Естественным болезням подвержено любое физическое, материальное тело, — потому что оно немощное, имеет определенную степень крепости, которая не бесконечна. И когда внешние факторы превышают эту степень крепости физического тела, тогда немощное тело может заболеть. В таком случае причиной болезни немощного тела являются естественные внешние факторы, которые превосходят степень крепости немощного тела. По этой причине, в данном случае, и появляется болезнь. Эта болезнь называется естественной, потому что причиной ее были естественные внешние факторы.
Думать так, что если у человека чистый организм, незасоренный токсинами и ядами, то он никогда не может заболеть. – Это неверно. Так как он все равно имеет немощную плоть, и вынужден предохраняться от чрезмерных холода или жары, от чрезмерных влажности или сухости, так как тело его имеет только определенную степень крепости. И если внешние факторы (к примеру, очень сильный холод или жара) превышают эту степень крепости, то организм его может не выдержать, и он может заболеть. И если степень крепости немощного тела нарушится, то болезнь может перейти в хроническую.
2) Болезни от страстей — неестественны. Потому, что причиной их являются грех, страсти, которые неестественны нам по природе, какой ее сотворил Бог.
Хотя симптомы естественной болезни и болезни от страстей могут быть одинаковыми, одни и те же, но причины их разные, — естественные или неестественные, от страстей.
Болезни от греха и от страстей лечатся искоренением страсти, которая является причиной болезни. Естественные средства, применяемые при этом, могут только лишь временно облегчать такую болезнь, но не излечивают.
И искоренение страстей не делает физическое немощное тело бессмертным, неподверженным никаким болезням. Нет. Тело точно также остается немощным, и подверженным болезням по естественным причинам. Но болезней происходящих по причине страстей в нем уже нет. Поэтому и многие святые, искоренившие в себе страсти, болели до самой смерти, так как они были подвержены естественным болезням, которые могли перейти у них в хронические, так как они до самой смерти продолжали иметь немощную плоть.
Искоренение страстей не избавляет от немощей плоти. Немощное физическое тело до самой смерти остается немощным, в том числе и подверженным естественным болезням, по той причине, что оно — немощное.
Из телесных болезней можно извлекать пользу для бессмертной души. Если человек правильно переносит телесную болезнь, — в верных душевных чувствах проходит ее, — то таким образом он может излечивать свою душу от страстей, и воспитывать в ней истинные добродетели. И в таком случае болезнь содействует человеку в деле спасения его бессмертной души. Именно по этой причине святые болели, и во время своих телесных болезней использовали их как спасительное средство для спасения души и духовного совершенства в святости.