Аноним: Что можно читать тем, кто почти ничего не знает о Церкви, Христе и спасении? Разумею здесь некоторых моих родственников, которые формально крещены в РПЦ МП, но никаких познаний не имеют, хотя и есть у них какое-то стремление к просвещению.
О.Серафим: Читайте Евангелие, и одновременно с этим начните слушать наши ролики и изучать материалы по темам, так как они сразу ведут к жизни христианской, и помогают правильному разумению читаемого в Св.Писании или у Св.Отцов.
Важно не просто человека привлечь к внешнему, обрядовой стороне христианства, или загрузить его церковно-исторической информацией. Так как это все есть несущественные вопросы в христианстве. А важно привлечь человека к внутренней духовной жизни, к правильно-проходимой борьбе со своими страстями, которую он сам в себе и должен проходить, в своей личной жизни каждый день, во искушениях с ним приключающихся. Ибо от этого и зависит его личное спасение.
Проповедь же наиболее должна вестись духом, т.е. верным душевным настроем, непосредственно в жизни. Если, к примеру, христианин по отношению к рядом находящимся людям проявляет добродетельные душевные чувства, а особенно во время искушений, то этим он проповедует Христа, — не устами и языком, а настроем своего духа, т.е. самою жизнью. Это особенно касается наших времен, по причине изобилия информации.
Спасается человек не оттого, что он на уровне умовом, рассудочном, имеет или приобретет правильные знания. Ибо все эти знания имеет и дьявол, но это не меняет его, так как настрой духа у него остается прежний, – одержимость духом самости и гордыни. А спасается человек от того, если он воспитывает в себе настрой души состоящий в добродетельных чувствах, свободных от примеси первородного греха, от духа самости и гордыни. Все знания являются только лишь средством для этого.
Св.Писание и творения Св.Отцов открываются только чистым сердцем, приносящим удовлетворение своей совести.
Это всё – книги жизни; и читать их надо – жизнью. То есть, все это читается только с целью применения непосредственно в жизни. А если этого нет, то такое чтение превращается в искание удовлетворения своих страстей: самомнения, высокоумия и праздной пытливости ума, в иллюзию духовной жизни.
И применение их в жизни надо только для того, чтобы приобретать чистоту чувств и таким образом приносить удовлетворение своей совести. А когда человек приобретает чистоту чувств, то Бог Сам начинает открывать человеку то, что содержится в Писании или творениях Св.Отцов.
Итак, изучение Св.Писания и творений Св.Отцов – это средство. Цель – вхождение в общение с Богом, через посредство приобретения чистоты чувств и удовлетворения совести.
Братия спросили преп.Пимена Великого, что, чем повелишь более заниматься, изучением Писаний или внутренним деланием. Преп.Пимен Великий ответил им, что, занимайтесь более внутренним деланием. – Почему он так сказал? Потому что, приобретаемой отсюда чистоте чувств и ума открываются Писания.
Чистота ума, за которую подвизались подвижники, – это и есть чистота чувств. Постижение духа Св.Писания и творений Св.Отцов и состоит в приобретаемой чистоте чувств. – По мере обретения этой чистоты и постигается дух Писаний и Преданий Отеческих.
В общем-то нужно четко себе усвоить, что Св.Писание и творения Св.Отцов изучаются с одной единственной целью – для приобретения чистоты чувств и удовлетворения своей совести, — для воспитания в себе добродетельных чувств, через посредство правильно-проходимой борьбы со своими страстями. Ибо через это человек входит в общение с Богом, по благодати, и приходит к спасению. А в этом и состоит цель и смысл жизни человека на земле.