Аноним: Полагаю должно покрывать грехи людей милостью, но при этом бороться с возникающей при этом в себе гордыней, самоценом, сластолюбием – их в этот момент нужно ненавидеть прежде всего в себе, и более в себе, хотя и в другом тоже, но эта ненависть не должна распространяться на образы ближних. Людей возможно истинно покрывать милостью только тогда, когда она будет приобретаться только через познание собственной немощи, в борьбе со страстями?
О.Серафим: Да, действительно, без познания своей собственной немощи, в борьбе со страстями, человек не научится снисходить к другим. Ибо когда он сам опытно в борьбе со своими страстями, греховными навыками и привычками, ощутит то, что он не может их одолеть, и они сильнее его; а еще, если он будет падать не раз лицом в грязь своей страсти и опытно все это ощутит, то тогда другого, падающего, он будет судить снисходительно, исходя из чувства сострадательной любви, так как он сам опытно уже познал, что это не просто так, – отстать от греха.
А также он опытно познал и то, что свобода от страсти и греха без смирения, – это иллюзия свободы, которая основывается на духе самости и гордыни, и не является даром Божиим. А смирение не может быть – без опытного познания своей немощи, в борьбе со страстями. Ибо когда человек опытно познаёт свою немощь, тогда он и приходит к ощущению и познанию того, что он избавляется от страсти только по милости Божией, и научается себе ничего не вменять, в том числе и свою борьбу со страстями. И самое главное это то, что он теряет всякую надежду, в ощущении, на свои средства, или какие-либо внешние средства; и у него остается только одна надежда, только на одну милость Божию.
Здесь необходимо заметить то, что важно не просто умовое знание своей немощи, а именно, внутреннее душевное чувство, – ощущение. Вот до этого-то ощущения своей немощи, Господь всех и ведет, через сокрушение духа самоуверенного и самонадеянного, в жизни каждого.
Это настрой духа, – евангельской кровоточивой, хананеянки, – который Христос похвалил, говоря: «велика вера твоя»; а также этот настрой духа был и у Благоразумного разбойника. Этот настрой духа был и у ап.Петра, который вначале самоуверенно говорил, что, Господи, я за тобою хоть куда и даже на смерть, но когда трижды с клятвою, т.е. с обетами, отрекся от Христа, то вышедши, опытно ощутил и познал свою немощь и «горько заплакал» (Лук.22:61-62).
Здесь в повествовании с ап.Петром характерно то, что он отрекся от Христа с клятвою, т.е. поклялся перед Богом, – это своего рода обет и даже более. Но Христос простил его и дал ему ключи от Рая. Почему именно ап.Петру даны ключи от Рая? – А потому, как говорят некоторые Св.Отцы, что он совершил очень тяжкий грех, трижды отрекся от Христа, и причем с клятвою, и через это глубоко ощутил и познал свою немощь. И в этом глубоком ощущении своей немощи, он стал приносить покаяние, и Христос его простил и восстановил в чине апостольском. Это ощущение своей немощи ап.Петр содержал всю свою жизнь. Поэтому-то, ап.Петр, глубоко ощутивший и познавший свою немощь, держит открытыми врата Рая и не закрывает их, и даже для самых тяжких грешников, приносящих покаяние, в ощущении своей немощи, с одним упованием только на милость Божию. Ибо кто опытно не познал своей немощи, тот и не сможет быть снисходительным к другим.
По этой же причине, как говорят Св.Отцы, Бог поставил священниками у людей не ангелов, а таких же человеков, которые опытно сами знают и ощущают немощи человеческие, и поэтому снисходительно могут их врачевать.
То же самое Господь сказал и ап.Павлу, когда он хотел поиметь большее действие Благодати: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»(2Кор.12:9). И когда ап.Павел уразумел, что только через опытное ощущение и познание своей немощи он может поиметь большее действие Благодати, то тогда он и воскликнул, что «я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами»(2Кор.12:9). А почему и для чего это? – А для того, говорит он, «чтобы обитала во мне сила Христова»(2Кор.12:9), ибо Сам Бог перед этим засвидетельствовал, что «сила Моя» – действие Божией благодати – «совершается в немощи».