Аноним: А как быть в отношении явных отступников, людей с сожжёной совестью, врагов Христовых?
О.Серафим: Человек сотворен по образу и подобию Божию. Образ Божий в человеке не изменяется никогда, ибо это его природа, – это икона Божия. Образ Божий содержит в себе душа разумная, т.е. дух. Как Бог есть дух, так и душа ему в этом подобна, т.е. она по природе есть дух (подобосущна, но не единосущна). Поэтому, дух по своей природе не подлежит изменению никогда. Изменяться может только лишь направление в движении духа – его окраска. Это направление, в движении духа, и называется подобием. Подобие же может быть в человеке Божьим, а может быть бесовским. Подобие Божие есть тогда, когда направление в движениях духа приносит удовлетворение совести, в согласии с волей Божией. Подобие бесовское – тогда, когда направление в движениях духа не приносит удовлетворения совести, не в согласии с волей Божией.
Поэтому в человеке и надо различать: его природу, образ Божий, — от подобия, от направления в движении природы.
Поэтому образ Божий в человеке, его душу, самого человека, мы должны любить всегда; т.к. это будет любовь к иконе Божией. А кто ненавидит образ Божий – икону Божию, тот ненавидит и самого Бога. Об этом и говорит ап.Иоанн Богослов: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь… Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Иоан.4: 7-8, 20-21). И потому, когда этот образ Божий, душа человека, попадает в плен страстей, тогда мы должны возгревать чувство сострадательной любви, в молитвах за нее.
Когда же в человеке водружается подобие бесовское, т.е. страсти, тогда это подобие мы должны ненавидеть, ибо нельзя любить грех, т.к. он губит душу человеческую. И это не только в другом, но и в самих себе. Но при этом, к душе человека, образу Божию, мы должны сохранять сострадательную любовь, не просто на уровне умовом, а в чувстве, в ощущении.
Здесь необходимо различение, – образа Божия, души человека, от подобия, направления в движениях души, – не только на уровне умовом, в понятиях рассудочных, а на уровне чувства, ощущения. Это различение приходит по дару Благодати, по мере того, насколько человек приобретает истинное смирение, незлобие и душевную простоту.
Истинная любовь – она в чувстве и ощущении любит душу и явного отступника и сожженного в совести, но ненавидит сами страсти в них, неправильные понятия. Но эта ненависть, в любви, свободна от духа самости. Об этой ненависти и говорит в своей Псалтири прор.Давид «совершенною ненавистью возненавидел я… ненавидящих Тебя, Господи» (пс.138:22,21). То есть, ненависть должна быть совершенной. А это тогда, когда чувство ненависти, в нас, по мере очищения, очищается от примеси духа самости и гордыни, от самоугодия и самоутверждения.
Совершенная ненависть – это ненависть ко греху и нечестию, соединенная с чувством сострадательной любви к человеку, к его душе, и освящена Благодатию. То есть, необходимо любить душу, по ее природе, образ Божий, а окраску души, если она греховная и нечестивая, должно ненавидеть. Такая любовь дается по дару Благодати, ибо она, в ощущении, разделяет душу человека, его природу, от греховной окраски. И поэтому человека, по его природе, она не перестает любить.
«Блаж.Августин: Совершенная ненависть бывает тогда, когда кто ненавидит зло и любит природу. И кто ненавидя зло, не питает ненависти к природе, т.е. к человеческой, производящей зло; и наоборот, любя природу, или человека, не любит вместе с ним и зла его, но любит одну только природу и ненавидит одно только зло.
Свт.Иоанн Златоуст: Что же? Неужели не должно ненавидеть врагов, хотя бы они были и еллины (т.е. язычники)? Должно ненавидеть, но не их, а учение их, не человека, а злые дела, и превратные мысли их. Человек есть творение Божие; а заблуждение есть дело дьявольское: посему не смешивай Божие с дьявольским (беседа 33. На 1Кор.)» (Толковая Псалтирь, Евфимия Зигабена, пс.138, ст.22, сн.2).
Вот в свете всего вышесказанного и надо понимать все изречения Св.Отцов о ненависти по отношению к врагам Божиим, к еретикам и т.п.