Псалом 37.
Исповедание Пресвятой Троицы.
Одно лицо Отца, и одно лицо Сына, и одно лицо Духа Святого, – одно Божество, одна сила, одно царство в трех лицах, или ипостасях.
Так славим Святую единицу в Троице и Святую Троицу в единице, Так исповедует Святая, Божия вселенская Церковь!
О сей Святой Троице крестит она в жизнь вечную, Ее святит равночестием, Ее исповедует нераздельно и неотлучно, Ей поклоняется непогрешительно, Ее прославляет немолчно.
Сей Триипостасной единице – Отцу и Сыну и Святому Духу подобает слава, благодарение, честь, держава, величие, – во веки.
Псалом 3.
Даруй благодать всеудовлетворяющую.
Исцели меня, Господи, и – исцелюся! Единый премудрый и милосердный Врач, умоляю благостыню Твою, исцели язвы души моей и просвети очи ума моего, чтобы уразуметь мне всегдашнее Твоё о мне домостроительство! – И поскольку сердце моё и ум мой обезумели, то да исправит их благодать Твоя, – эта истинная соль.
Что скажу Тебе, Сердцеведец, испытующий сердца и все, что внутри? Ты Сам знаешь, что, как земля безводная, жаждет Тебя душа моя, и вожделевает Тебя сердце моё. Благодать же Твоя всегда насыщала того, кто любит Тебя.
Сего ради, как всегда внимал Ты мне, так и ныне не презри моления моего. Ибо вот ум мой, как пленник, ищет Тебя, Единого истинного Спасителя.
Пошли же благодать Твою, да насытит голод мой и утолит жажду мою. Ибо ненасытимо желаю Тебя, Владыко мой! – И кто может насытиться Тобою, если истинно любит Тебя и жаждет света истины Твоей?!
Податель света! Исполни прошение моё и даруй мне по молитве моей, источи в сердце моё единую каплю благодати Твоей, да возгорится в сердце моем пламень любви Твоей, как огонь, и, как терния и волчцы, да пожжёт лукавые помыслы!
Даруй мне сие обильно, как Бог человеку, подай, как Царь царствующих, умножи, как Добрый Отец.
Псалом 9.
Оплакивается невнимание к благодатным воздействиям.
Как мытарь воздыхаю, как блудница проливаю слезы, как разбойник вопию, как блудный сын взываю к Тебе, Человеколюбче Христе, Спасителю мой: укрепи изнемогшую душу мою, расслабленную от упоения сластолюбием, уврачуй струпы ее и честною Твоей кровию омой ее, очерненную грехами!
По множеству милосердия Твоего обрати меня, Единый Долготерпеливый, и избавь от всякой поблажки сластолюбия. Угаси во мне печь страстей моих, да не сожжет она меня в конец.
Увы мне! Ты, Господи, даровал мне свет ведения, а я омрачил его. Увы мне! Ты непрестанно посещал и посещаешь меня благодатию Твоею, а я ежечасно отвергал и отвергаю сей дар исцеления моего.
Сколь многими дарами наделял и наделяешь Ты, Владыко, меня, грешного, а я, окаянный, всегда был и есть сознательно неблагодарен Тебе!
Благодать Твоя то утешает, то просвещает, то укрепляет меня, а я, по невниманию предаваясь чему-либо суетному, всегда опять погружаюсь в желчь и горечь страстей своих.
Ты, Преблагий, напоминаешь мне смерть и вечные муки и влечешь меня к жизни, чтобы спастись мне, а я всегда уклоняюсь от этих спасительных помышлений и отгоняю их, занявшись тем, что для меня не полезно. Посему нет мне никакого оправдания пред Тобою.
Ударяю в дверь милосердия Твоего, Господи, да отверзется она мне. Не перестаю умолять, чтобы получить просимое, и неотступно домогаюсь помилования.
Будь долготерпелив ко мне, развращённому; избавь меня от обладающих мною грехов, да, став здравым, восстану я с одра тлетворного греха.
Освободи меня от моих порочных навыков прежде, чем постигнет меня конец, ибо во аде кто исповедается Тебе?
Убели оскверненный мой хитон прежде, чем вышло страшное повеление и застигло меня не готовым и постыженным.
Избавь сокрушённую душу мою из уст львовых и спаси ее по благодати и щедротам Твоим, молитвами Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и всех Святых.
Псалом 16.
Ниспошли благодать, да оживотворит меня, как весною всё оживляется дыханием жизни.
Благий Человеколюбец! Если на траву, на цветы, на всякую зелень земную обильно изливается благодать Твоя во время своё, то тем более подашь Ты просимое рабу Твоему, умоляющему Тебя.
Ибо вот проясняется воздух, и птицы разнообразят голоса свои, воспевая славу великой премудрости Твоей. Вот вся земля облекается в ризу разноцветных цветов, сотканную без рук человеческих, – веселится и празднует праздник.
Воскропи и на моё сердце росою благодати Твоей, благий Человеколюбец! Как засеянная земля без ниспадения довольного дождя не может дать и воспитать произрастений своих, так и сердце моё без благодати Твоей не в силах изнести благоугодное Тебе и принести плод правды.
Вот дождь питает растения, и дерева увенчиваются разнообразными цветами; и роса благодати Твоей да просветит ум мой и сердце моё да украсит цветами умиления, смирения, любви и терпения.
Да приблизится моление моё пред Тобою, Господи! Даруй мне святого семени Твоего, чтобы мог я принести Тебе рукояти, полные плодов благих, и сказать: Слава Давшему что принести Ему, – и поклониться Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Псалом 17.
О руководящей благодати и слезах.
Благий человеколюбец, принявший две лепты и похваливший произволение вдовицы, приими моление раба Твоего, умножь молитву мою и даруй просимое мною, да соделаюсь храмом благодати Твоей; да вселится она во мне, и сама да научит меня, как благоугождать ей; сама, ударяя в гусли мои, да взыграет песни умиления, исполненные веселия; сама да свяжет ум мой как бы уздою, чтобы мне не погрешить пред Тобою, заблудившись, и не быть изринутым из оного света.
Услыши, Господи, услыши моление моё и даруй, чтобы я, нечистый, сделался чистым, я, безумный, умудрился, я, непотребный, стал благопотребен в стаде избранных Твоих подвижников и всех Святых, благоугодивших Тебе – и был принят в царство Твоё.
Вселяющиеся в раю сами ходатайствуют за меня и взывают к Тебе, единому Человеколюбцу. И Ты внемли молению их. А я через них воздам Тебе славу за то, что услышал Ты молитвы их и ущедрил меня и не презрел моления моего.
Ты, Господи, сказал через Пророка Твоего: отверзи уста твоя, и наполню их. Вот отверсты и сердце и уста раба Твоего; наполни их благодатию Твоею, чтобы непрестанно благословлять мне Тебя, Христе Боже, Спасителю мой.
Молитва моя немощна, а беззакония мои велики и сильны. Грехи подавляют меня, и немощи мои смущают меня; Ты же богат и благ, милосерд и щедр.
Ты, отверзший очи слепому, отверзи очи ума моего, да непрестанно созерцаю красоту Твою.
Ты, положивший предел морю словом повеления Твоего, положи предел и сердцу моему благодатию Твоею, чтобы не совращалось оно ни направо, ни налево от красоты Твоей.
Ты, давший воду в пустыне народу непокорному и прекословящему, дай мне сокрушение и глазам моим слезы, чтобы плакать мне день и ночь во всё продолжение жизни моей, со смиренномудрием, с любовию и с чистым сердцем.
Услыши, Господи, молитву раба Твоего, по ходатайству всех Святых Твоих, Сущий над всеми благословен во веки.
Псалом 109.
Даруй благодать песнопения и учения, чтобы ими загладить хотя мало грехи.
Святые отцы, будучи боголюбивыми, в страданиях и искушениях сделались благоискусными и от Царя небесного со славою и похвалами приняли неувядающий венец.
Я же, бедный, без всякого искушения грешу, раздражаю и огорчаю Владыку моего.
Однако же, изведав опытом многие и неизреченные щедроты Твои, Господи, умоляю величие благодати Твоей, спаси меня и даруй рабу Твоему прошения сердца его, из сокровищ милосердия Твоего, чтобы благодать Твоя, как поток, непрестанно струилась в сердце и устах у меня, раба Твоего, – чтобы сердце моё, по благодати Твоей, было чистым и нескверным храмом, приемлющим в себя небесного Царя, – чтобы перст благодати всегда приводил в движение язык мой, как струну на гуслях, к славе Твоей, Человеколюбец, – и я, непрестанно, все дни жизни моей, и сердцем и устами с любовию прославлял и благословлял Тебя.
Христе Спасителю! Даруй мне по прошению сердца моего, да уподобится язык мой сладкозвучной свирели, чтобы, утешая, вразумляя и назидая, мог я хотя немного уплатить за многие долги мои и под кровом милости Твоей, спастись там, когда пред страшною славою Твоею вострепещет всякая душа.
Поистине, Владыко, Сыне Божий единородный, услыши меня и прошение раба Твоего приими, как дар. Я – грешник, спасаемый благодатию. Тебе, спасающему грешника щедротами Своими, подобает всякая слава во веки.
Псалом 114.
Благодать приходит и, находя сердце нечистым, отходит, – храни же сердце чистым.
Благий Бог дарует нам просвещение ведения, и благодать Его во всякое время часто посещает сердца наши. Если находит она себе упокоение, то вошедши, постоянно обитает в душе; если же не находит чистого сердца, тотчас отступает. Но щедроты снова побуждают ее снизойти и посетить нас грешных, потому что все мы изменчивы по произволению, но не по природе.
Всегда мы рассеяны и слабы, завистливы и лукавы, часто думаем друг о друге худо, занимаемся лукавыми помышлениями и всегда, как в ужасной тине, погружены в нечистых помыслах. Отчего, когда благодать приходит посетить нас, то, встречая в сердцах наших зловоние нечистых помыслов, тотчас отступает, не находя себе входа, чтобы вселиться и обитать в нас, как ей угодно, и разве только светоносною своею сладостию оставляет след в сердце, чтобы познал человек, что благодать посещала его, но не нашла себе входа, чтобы таким образом, усладившись озарением благодати, взыскал он ее.
Видишь ли Промысел Божий? Видишь ли милосердие Христово? Видишь ли, как Святой Бог всегда любит нас и хочет, чтобы спаслись мы?
Блажен человек, который всегда старается уготовать благодати чистое сердце, чтобы, пришедши, нашла она благоухание добродетелей и святыню души – и возобитала в нём во век века.
Псалом 149.
При виде смерти – утешение воскресением.
Христос-воскреситель со славою явится с высоты, оживотворит мёртвых, воздвигнет находящихся во гробах. Чада перстного Адама все вместе восстанут и воздадут хвалу Воскресителю мёртвых.
Да не печалятся сердца ваши, смертные. Придёт день Господень, пробудит и возвеселит нас, почивших; хранители подвигнутся пред Господом, и Ангелы возвеселятся в день воскресения.
Да не скорбит душа ваша, искупленные крестом и призванные в царство; придёт день Господень, даст глас к умершим, и мёртвые восстанут и воздадут хвалу.
Воздадим славу и поклонимся Иисусу, Божию Слову, Который, по любви Своей, пришёл и спас нас крестом Своим, и опять придёт и воскресит чад Адамовых в великий день, когда воссияет величие Его.
Не скорбите, смертные, об истлении своём: Царь – Христос воссияет с высоты и всесильным мановением Своим воскресит мёртвых из гробов и облечёт их славою в царстве Своём.
Если смерть воцарилась и погубила естество наше, потому что Адам согрешил и преступил заповедь; то не тем ли более оправдаемся и спасёмся страданиями Христа, победившего смерть и оправдавшего естество наше?
Надежду и утешение даровал Господь наш скончавшимся, ибо Сам Он восстал из гроба, победил смерть, обетовал воскресение и жизнь, ущедрил великими благами Адама и всех чад его.
Хвала и славословие Отцу, сотворившему нас, Сыну, спасшему нас крестом Своим, и Духу Святому – Утешителю, – всехвальной, непостижимой Троице, воскрешающей умерших и облекающей славою тела их.
(Слава и ныне. Аллилуйя).