Когда человек принимает Таинство крещения в правом настрое духа, то принимает спасительную Благодать, и должен Ее сохранять и возгревать. Когда преп. Серафим Саровский показывал Мотовилову действие Благодати, то говорил, что такая же Благодать дается при Таинстве крещения, но нужно Ее в себе раскрыть. Причиною того, что современные христиане не могут Ее раскрыть, как сказал преп. Серафим, является отсутствие должной решимости. Раскрыть Ее никак не возможно, как только через правильно-проходимую борьбу со своими страстями. Но можно этот дар и засыпать грехами и страстями.
В Евангельской притче говорится о человеке, который на поле нашел зарытое сокровище (Мф. 15, 8). Так и на поле сердца своего мы должны раскопать сокровище Благодати. Родник «воды живой» – т. е. Благодать нужно раскопать от земли страстей, чтобы он забил.
Когда человек приступает ко Крещению, то он должен подготовить себя к принятию спасительной благодати, и если он готов, то ему подается спасительная благодать и Ангел-Хранитель – помощник в сохранении этого дара Благодати. И хранит он Ее под условием, – если и сам человек будет хранить, т. е. делать всё необходимое для этого со своей стороны, через посредство правильно-проходимой борьбы со своими страстями, жизни по заповедям Божиим.
Если же человек не будет готов к принятию Таинства, в настрое своего духа, то хотя внешне и совершается обряд, но Таинство не совершается, – Благодать не подается и Ангел-Хранитель не дается, потому что хранить ему нечего. Чисто внешне считается, что человек крещенный; но крещенный ли он перед Богом, получил ли он дар спасительной, крещенской Благодати, это вопрос.
Поэтому, общее положение таково: не подается спасительная Благодать вне истинной Церкви, потому что уже заранее известно, что в лжецеркви нет никаких условий к Ее хранению, так как там нет правильно-проходимой борьбы со своими страстями и воспитания истинных добродетелей. А потому там и некому научить и наставить как дар Благодати сохранить. И если к получению Ее нет условий, то и не может вне истинной Церкви человек быть действительно готовым Ее принять. То есть, Таинство может совершаться только в той церковной общине (начиная с малой общины, «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»(Матф.18:20)), в которой хранится правильно-проходимая борьба со страстями и воспитание истинных добродетелей, а отсюда и правое чувство веры, правый настрой духа. А так же, если человек сам приходит в настрой духа, способный к восприятию дара Благодати и Его хранения.
Вот что по этому поводу говорит свт. Кирилл Иерусалимский: «Если телом ты здесь [т. е. принимаешь таинство], но не здесь мыслию, то нет в этом пользы. И Симон волхв приступал некогда к купели сей. И крестился, но не просветился: омыл тело водою, но не просветил сердца Духом: погружалось в воду и вышло из воды тело, а душа не погребалась со Христом, и не воскресла с Ним… Если же останешься при злом произволении, предваряющий тебя не виновен, но ты не ожидай принять Благодать. Примет тебя вода, но не воспримет дух». (Слово предогласительное, 1-2, 4).
«Но Он [Святой Дух] испытывает душу, не бросает бисер перед свиньями (Мф. 7, 6). Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить…
На великое приходишь испытание, чтобы в этот единый час быть зачисленным в славное воинство. Если погубишь час сей, то зло неисправимо. Если же сподобишься Благодати: просветится душа твоя; примешь силу какой не имел; примешь оружия страшные для демонов» (свт. Кирилл Иерусалимский, «Слова огласительные», Сл. 17, § 36).
Что значит быть готовым принять дар Благодати? Это значит: захотеть и решиться, поиметь душевное расположение жить только по-христиански, т. е. бороться с проявлениями первородного греха, – страстями и похотями. Вот когда это есть, тогда Благодать снисходит и закрепляет эту решимость, дает нравственную силу в борьбе со грехом. Но если нет решимости на жизнь ради Христа, то на что будет снисходить Благодать и что закреплять? На желания жить по страстям, по духу самости? Нет конечно, Она на это не будет сходить и не будет этого закреплять.
Если ты крестишься потому, что все на Руси крестятся, что русские все крещенные, или крестишься, чтобы счастливо жить, или еще по какой-либо суеверной причине. – Это значит, что ты крестишься не в правой вере и не для того, чтобы жить по Богу. – В таком случае ты не получишь Благодати в Таинстве, и оно не совершится.
Святитель Григорий Нисский говорит о том, что человек может возродиться только под условием свободного решения не грешить, оно-то и делает возможным для него принятие Благодати. В своем «Огласительном Слове», он, как и свт. Кирилл Иерусалимский, настаивает на той мысли, что без этого свободного решения принятие таинства не принесет никакой пользы: «Должно, думаю, обратить внимание на то, что после сего и что оставляют без внимания многие из приступивших к Благодати крещения, себя самих вводя в обман и почитаясь только возрожденными, а не действительно таковыми делаясь.
Ибо возрождением совершаемое претворение нашей жизни не будет претворением, если останется в том же состоянии, в каком и теперь. Кто пребывает в том же состоянии, о том не знаю, почему можно было бы подумать, что он сделался чем-то новым, когда не переменилось в нём ни одного из отличительных признаков.
Ибо, что спасительное возрождение приемлется для обновления и преложения естества нашего, явно это всякому; но человечество [естество] само по себе от крещения не приемлет изменения, ни рассудок, ни разумение, ни познавательная способность, ни другое что, собственно служащее отличительною чертою естества человеческого, не приходит в претворение; ибо претворение было бы к худшему, если бы изменилось какое-либо из сих отличительных свойств естества.
Итак, если рождение свыше делается воссозданием человека, а это не допускает перемены, то должно рассмотреть с претворением чего Благодать возрождения совершенна. Явно, что с изглаждением дурных признаков в естестве нашем происходит переход в лучшее.
Итак, если, по слову Пророка, измывшись в сей таинственной бане [крещении], стали мы чисты произволениями, смыв лукавства с душ; то сделались лучшими и претворились в лучшее. Если же баня [крещение] послужила телу; а душа не свергла с себя страстных нечистот, напротив жизнь по тайнодействии сходна с жизнью до тайнодействия; то хотя смело будет сказать, однако же скажу и не откажусь, что для таковых вода останется водою» (т. 4, «Огласительное слово», гл. 40).
Если человек не решится оставить окончательно грех и не встанет на путь правильной борьбы со страстями, за чистоту своих чувств, то тогда он напрасно принимал Таинство: он участвовал в нём лишь только телом, а душа ничего не получила от этого участия.
То же самое говорит преп. Иоанн Дамаскин: «Не должно откладывать крещения, всякий раз как вера приступающих бывает засвидетельствована делами. Ибо тот, кто приступает ко крещению коварно, скорее будет осужден, нежели получит пользу» («Точное изложение православной веры», книга 4, гл. 9).
Собственное произволение человека, его решимость оставить прежнюю греховную жизнь и начать теперь жить по-новому, является необходимым условием для получения Благодати в Таинстве.
Когда Христос вышел на проповедь, то первые его слова были: …«покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2). «Царство Небесное» – спасительная Благодать, подаваемая в Таинстве крещения, сошедшая в День святой Пятидесятницы. Покаяние же предполагает сокрушение о грехах и решимость начать новую жизнь, при правильно-проходимой борьбе со страстями и воспитании истинных добродетелей.
Об этом и говорит свт. Кирилл Иерусалимский: «Если же останешься при злом произволении, предваряющий тебя не виновен», «Если лицемеришь», «на великое приходишь испытание».
А также и свт. Григорий (Нисский): «Если, по слову Пророка, омывшись в сей таинственной бане [крещении], стали мы чисты произволениями, смыв лукавства с душ».
И преп. Иоанн Дамаскин: «Не должно откладывать крещения всякий раз, как вера приступающих бывает засвидетельствована делами».
И свт.Игнатий Брянчанинов раскрывает подробнее: «Необходимо тщательное приготовление пред принятием святого крещения. В тщательном приготовлении заключается неотъемлемое условие того, чтоб великое таинство принесло обильно плод свой, чтоб оно послужило во спасение, а не в большее осуждение... Приготовление к святому крещению есть истинное покаяние. Истинное покаяние есть неотъемлемое условие для того, чтобы святое крещение было принято достойным образом, во спасение души. Такое покаяние состоит в признании своих грехов грехами, в сожалении о них, в исповедании их, в оставлении греховной жизни. Иначе: покаяние есть сознание падения, сознание необходимости в Искупителе; покаяние есть осуждение своего падшего естества и отречение от него для естества обновленного. Необходимо, чтоб наш сосуд, сосудом называю ум, сердце и тело человеческие по отношению к Божественной благодати — был предочищен для принятия и сохранения Духовного Дара, преподаваемого святым крещением… Без такого приготовления какая может быть польза от крещения?.. Какая может быть польза от крещения, когда мы не понимаем нашего падения, даже не признаем, что наше естество находится в состоянии горестнейшего падения? Когда мы считаем изящным и благоугодным добром непотребное добро падшего естества? Когда мы стремимся с упорством делать это добро, не примечая того, что оно только питает и растит в нас наше самолюбие, только удаляет нас более и более от Бога, только упрочивает, печатлеет наше падение и отпадение?» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.2, гл.21, п.5).
И более яснее это раскрывает свт. Феофан Затворник: «Ибо как приступают ко Господу? Каясь и крестясь, как указал св.Петр в день Пятидесятницы вопрошавшим: «Что нам делать?.. Покайтесь, и да крестится каждый из вас», – ответил он (Деян. 2, 37-38).
А каяться что значит? – Говорить в сердце своем: «Согрешил, не буду». Это «не буду» и есть смерть греху.
Крещение же что придает? – закрепляет Благодатью это решение воли и дает силу устоять в этом решении.
Крещеный, в чувстве силы о Господе со смертельною ненавистью относится ко всякому виду греха. В этом существо нравственной смерти греху.
Коль же скоро кто начинает допускать симпатию к чему-либо грешному, то в какой мере он допускает это, в такой оживает в нём грех, или он греху. Подавление таких симпатий есть пребывание в умертвии греху». (Свт. Феофан Затворник, «Толкования посланий ап. Павла», Рим. 6, 2).
«Но надо при этом иметь в мысли, что в этом умертвии греху, через крещение, ничего не бывает механически, а всё совершается с участием нравственно свободных решимостей самого человека.
Существо умертвия греху всегда одно: это есть отвращение от греха, смертельно возненавидение его. Где же оно в крещении? – Тут же в духе крещаемого. Ибо что делает крещаемый перед погружением в купель? Отрицается сатаны и всех дел его и всего служения его: а это то же, что отвращается от греха и возненавидевает его.
Когда затем, в сем духе отвращения и ненависти ко греху, погружается он в купель, тогда благодать Божия, нисшедши внутрь, закрепляет эти расположения и решения воли и дает им силу живую и действенную. Крещенному все прежние грехи прощаются, а от будущих охранять его будет эта нисшедшая в него в крещении сила.
«…Но хотя грех и истинно в нас умирает через крещение: однако же надобно, чтобы и сами мы содействовали к умерщвлению его» (свт.Иоанн Златоуст). – Это содействие совершается возненавидением греха, восприемлемым до крещения, запечатлеваемым в крещении и хранимым с помощью Благодати по крещении. Крещение не освобождает нас от самосохранения от греха, напротив обязывает к нему» (свт. Феофан Затворник, «Толкование посланий ап. Павла», Рим. 6, 3).
«Это возлюбление правды и святости и есть новая жизнь. – Совершается это обновление жизни в том же св. крещении, в котором умирает и грех. Совершается же не механически, а по внутренним произвольным изменениям и решениям: совершается так в крещении потому, что наперед крещаемый возлюбляет так жить.
Почему перед погружением в купель мы, отрекшись от сатаны и дел его, сочетаваемся Христу Господу, чтобы Ему посвящать всю жизнь. Это расположение в купели благодатью Божией запечатлевается и силу принимает быть действенным. Выходя с ним из купели, крещенный является таким образом совсем новым, обновленным в нравственно-духовной своей жизни, – воскресает» (свт. Феофан Затворник, «Толкование посланий ап. Павла», Рим. 6, 4).
Если это условие, покаяния – решимости, не выполняется, то соответственно и Благодать спасительная в Таинстве Крещения не подается.
И тогда, по слову свт. Кирилла Иерусалимского, человек: «крестился, но не просветился», «омыл тело водою, но не просветил сердца Духом»,
и потому, «не ожидай принять Благодать», «примет тебя вода, но не воспримет Дух», «люди крестят… а Дух не будет крестить».
А также и свт. Григорий Нисский: «оставляют без внимания многие из приступивших к Благодати Крещения, себя самих вводя в обман и почитаясь только возрожденными, а не действительно таковыми делаясь»;
и «Если же баня [крещение] послужила телу, а душа не свергла с себя страстных нечистот, напротив жизнь по тайнодействии сходна с жизнью до тайнодействия»;
и «хотя смело будет сказать, однако же скажу и не откажусь, что для таковых вода останется водою».
То же самое и преп. И. Дамаскин: «Кто приступает ко крещению коварно, скорее будет осужден, нежели получит пользу».
Это же самое видно из следующего случая из истории Церкви, когда агарянам (арабам, мусульманам), уже крещенным в истинной Церкви, было сказано, «чтобы они приняли крещение».
И это по той же причине, ибо «крещение, какого ищут неверные у христиан, ищется не с добрым расположением, не с православным намерением».
Вот этот случай: «Во дни св. Патриарха Кир-Луки явились в Синоде агаряне и когда от них потребовали, чтобы они приняли крещение, то они сказали, что уже прежде были крещены в своих странах; а когда их спросили, каким образом могло это случиться, то они отвечали, что есть обычай крестить всех детей агарянских у православных священников. Но это не было принято в уважение, ибо они должны были услышать, что крещение, какого ищут неверные у христиан, ищется не с добрым расположением и не с православным намерением, а ради телесного врачевания.
Ибо у агарян есть поверье, что дети их подвергаются беснованию и имеют запах свойственный псам, если не примут христианского крещения; и поэтому ищут крещения не как средства очищающего от всякой душевной скверны и подающего божественный свет и освящение, но как врачевства или заклинания. Некоторые из них говорили, что имеют православных матерей, и по их ревности они крещены у православных, но и это не было принято во внимание, потому что не представили свидетелей, которые засвидетельствовали бы это, а они скорее даже осуждены были, как подающие не доброе против себя предположение тем, что неправильно приступают к вере». (Толкование Вальсамона на правило 84-е, Шестого Вселенского Собора).
Отсюда видно, что Церковь не признавала крещения совершенного хотя бы и в истинной церкви (церковной организации), но с явно чуждыми христианской жизни целями.