Аноним: Благодать связали с внешними церковными атрибутами, обрядами. Поставили в зависимость.
О.Серафим: Обряды будут всегда. И если кто-то будет отрицать одни обряды, то вместо них будет устанавливать другие. Это духовный закон. Протестанты и баптисты отвергли все православные обряды, заявляя, что они против обрядов. А в итоге, установили свои обряды.
И любой, кто отвергнет обряды, вместо них, неизбежно, введет иные. Так будет по одной простой причине, что человек имеет физическую, материальную природу. А она проявляет себя внешне. Из чего и образуются те или иные обряды.
Причина, как раз, не в обрядах, – а в исчезновении правильно-проходимой борьбы со страстями, внутренней духовной жизни. А когда она исчезает, то образуется обрядоверие, фарисейство и законничество. И тогда можно внешне менять все что угодно, отказываясь даже от всего, но это не решит проблемы. Ибо фарисейство – это внешняя праведность. А оно будет неизбежно образовываться всегда там, где исчезает правильно-проходимая борьба со страстями. – Это духовный закон.
Конечно, и Христос и Апостолы передали только самое главное, – жизнь по заповедям Божиим, которая и выражается в правильно-проходимой внутренней духовной жизни, направленной на борьбу со своими страстями, за чистоту чувств. А обряды были оставлены на свободное произволение людей, так как они все равно какие-то да будут. Да и Апостолы, совершая богослужение, или крещение, этим самым уже совершали те или иные обряды. Отсюда все и пошло.
Но когда причину исчезновения духовной жизни начинают видеть в обрядах. А отвержение их, как возврат к жизни апостольской, то это самый настоящий самообман. Ибо в таком случае, причина исчезновения духовной жизни как была, так и остается. А людей уводят в очередную иллюзию. Что и произошло с протестантами и баптистами.