Аноним: св. Исаак Сирин говорит что люди в аду наказанные бичем Любви, как это понять, о. Серафим?
о.Серафим: Вот эти слова св.Исаака Сирина: «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение, вящее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, язвительнее всякого возможного наказания. Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией. Любовь есть порождение ведения истины, которое (в чем всякий согласен) дается всем вообще. Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой. И вот, по моему рассуждению, таково гееннское мучение, — оно есть раскаяние. Души же горних сынов любовь упоявает своими утехами».
В словах св.Исаака Сирина речь идет о душевном состоянии находящихся в аду. Испытывая адские мучения, они осознают что отвергли Божию любовь, которая выводит из этих страданий, принося утешение и блаженство. И от этого осознания мучаются, так как желают ее испытать, но не могут. И причиною этого есть они сами. Так как они не лишены любви Божией, и всегда могут воспринять ее, так как Бог вечно готов ее им дать. Но они не могут ее воспринять, так как не хотят разорвать привязанности к своим страстям. И от этого мучаются.
То есть, не надо это понимать так, что Бог прямо изливает на них свою благодать, а они от нее мучаются. Если бы это было так, то Бог получается садист. Так как Он может не изливать на них Своей благодати, чтобы они от нее не мучались, а Он все равно это делает, чтобы их мучить.
Но на самом деле, Бог не участвует в мучениях ожесточившихся грешников, они мучаются сами, и только по той причине что не хотят разорвать привязанности к своим страстям. На самом деле, Бог действительно не изливает своей благодати на окончательно ожесточившихся и находящихся в аду, чтобы она не добавляла им мучений, которые они и так испытывают от своих страстей, и от осознания того, что они отвергли Божию любовь.
То есть, само осознание отвержения Божией любви приносит им страдание. И возможность ее получить у них остается, по той причине, что остается свобода воли, у которой есть возможность измениться в лучшую сторону, — к покаянию и смирению перед Богом. Но их привязанность к страстям и нежелание разорвать эту привязанность не дает им выйти из этого душевного ожесточения, в котором они находятся, — не дает им измениться, чтобы воспринять Божию любовь и благодать.
То есть, причина их страдания и мучений только в их нежелании разорвать привязанность к своим страстям. Больше никакой причины нет.
Вот об этом и говорит св.Исаак Сирин.