1. /
  2. Богословие, Апологетика
  3. /
  4. Оказала ли влияние греческая...

Оказала ли влияние греческая философия на христианское богословие?

Аноним: Оказала ли влияние греческая философия на христианское богословие, и как она с ним связана?

о.Серафим: На христианское богословие никакая философия не оказала влияния. А для выражения христианского богословия она использовалась теми или иными христианскими богословами по той причине, что они до принятия христианства изучали греческую философию. А затем уже приняли христианство. И, имея знания греческой философии, использовали ее для выражения христианских истин. Это и воспринимается некоторыми, что будто бы греческая философия оказала влияние на христианское богословие. Но одно дело есть христианское богословие, которое рождается от чистоты чувств, через посредство правильной борьбы со страстями, а другое дело — это внешнее выражение его духа, понятий и мыслей. Вот на внешнее выражение греческая философия оказала влияния, так как использовалась некоторыми как средство для передачи духа, понятий и мыслей христианского богословия.

О христианском богословии можно сказать так: “Душа видит истину Божию по силе жития” (преп.Исаак Сирин, сл.30).
Истинное богословие исходит от Бога, через посредство дара ведения Божественных Писаний, который проявляется и действует только там, где есть удовлетворение совести и чистота чувств, которые приобретаются через посредство правильно-проходимой внутренней духовной жизни, в правильно-проходимой борьбе со своими страстями, на основании духа сокрушенного и смиренного перед Богом.
«Напрасно человек захотел бы проникнуть в духовные тайны сам собою, одним собственным усилием! Он будет только слабым мечтателем, блуждающим ощупью во мраке самообольщения, не чувствуя и не сообщая ни света, ни жизни. Как цепи звучат на руках и ногах невольника, так в мыслях и словах мечтателя услышится отголосок насилия, подделки, принужденности, рабства и мерзости греховной. Путь к духовному тайнозрению – постоянное пребывание в покаянии, в плаче и слезах о греховности своей. Плач и слезы – тот коллурий (глазная мазь), которым врачуются душевные очи» (свт. Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.34).
 
Свт.Игнатий Брянчанинов свидетельствует о том, что богословствование напряжением сил ума и усилиями разума является напрасным и бесполезным: «Напрасно человек захотел бы проникнуть в духовные тайны сам собою, одним собственным усилием!» Ибо этот путь вводит человека в состояние иллюзии и самообмана: «Он будет только слабым мечтателем, блуждающим ощупью во мраке самообольщения, не чувствуя и не сообщая ни света, ни жизни». А человеку пребывающему в таком самообмане и самообольщении кажется, что он соприкасается Божественным тайнам и свободно вращается в высоких материях. Но по причине одержимости своим высокоумием и самомнением он не видит того, что он находится в состоянии иллюзии. Ибо к истинному богословствованию человек приходит не путем напряжения сил ума и и усилиями своего разума, а через посредство приобретения смиренномудрия и воспитания духа сокрушенного и смиренного перед Богом, путем правильно-проходимой борьбы со своими страстями и внутренней духовной жизни.

Кто не проводит законной борьбы со своими страстями, не заботится о чистоте чувств, не стремится к удовлетворению совести, и при этом занимается богословием, тот явно одержим страстью высокоумия и самомнения. И такое занятие богословствованием, будет не богословием, а бесословием или философией падшего разума.

Истинное богословие исходит от Бога, через посредство дара ведения Божественных Писаний, который проявляется и действует только там, где есть удовлетворение совести и чистота чувств, которые приобретаются через посредство правильно-проходимой внутренней духовной жизни, в борьбе со своими страстями, на основании духа сокрушенного и смиренного перед Богом.

О богословских истинах говорится, что «Истина есть ощущение по Богу, какое только вкушает в себе человек ощущением чувств духовного ума» (преп. Исаак Сирин, сл.43).
 
«Душа, пока болезнует страстями, не ощущает чувством своим духовного и не умеет желать его, желает же только по слуху ушей и по Писаниям» (преп. Исаак Сирин, Добротолюбие, т.2, гл.143).

Богословием может заниматься только тот человек, который в своей личной жизни имеет свободу от страстей высокоумия и самомнения, от духа самоуверенности и самонадеянности, и воспитал в себе смиренномудрие и дух сокрушенный и смиренный перед Богом. А так же, имеет от Бога дар богословствования за глубокое смирение в духе, перед Богом. И то если есть в этом нужда, для спасения душ человеческих.

А если нет в этом никакой нужды, то в таком случае занятия богословием будут являться только лишь возгреванием страстей высокоумия и самомнения. Святые же занимались богословствованием только лишь по причине внешней нужды, необходимой для спасения душ человеческих. То есть, когда вставали перед Церковью какие-то вопросы, из-за которых происходили разделения, или по причине неверных и ложных понятий погибали души человеческие. А когда не было в этом нужды, то Святые просто молились, подвизались на поприще борьбы с проявлениями первородного греха и демонами, устремляясь к духовному совершенству. И помогали простым людям на этом поприще. Ибо «Сын Божий и Бог Слово не для того соделался человеком, чтобы только веровали во Святую Троицу, прославляли Ее и богословствовали о Ней, а для того, чтобы разрушить дела диавола. В ком из принявших веру Христову разрушены будут дела диавола, тому можно вверять и тайны богословия и православных догматов» (преп. Симеон Новый Богослов, т.1, сл.10, п. 4).

Оставьте комментарий