«Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан.8:31,32).
«Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоан.14:6)
Господь Иисус Христос.
О.Серафим: Надо не просто знать Св.Писание и творения Св.Отцов, а важно постигать волю Божию, – какова Она, в тот или иной момент времени, в зависимости от жизненных обстоятельств. А постижение воли Божией является не от знаний Св.Писания и Св.Отцов, а от чистоты чувств и удовлетворенной совести. Поэтому, хранение предания Церкви поставлено не в зависимость от внешних знаний, а от внутренней чистоты и примирения со своею совестью. Ибо через примирение со своей совестью, человек примиряется с Богом. А это и есть жизнь в предании Церкви. – Которое надо понимать не просто, как сумму книжных церковных знаний, а как жизнь в духе, в мире со своею совестью и в чистоте чувств. Ибо в чистоте чувств, как в зеркале отражается Господь, по Благодати.
Воспитанию правильного душевного настроя и должна учить истинная Церковь на земле. А проще говоря, духовные наставники; и это для того, чтобы люди через посредство этого душевного настроя стали способными к восприятию дара спасения. Ибо спасение зависит не от того, что человек имеет правильные догматические и канонические понятия, на уровне умовом и рассудочном, а от воспитания правильного настроя духа. Ибо догматические формулировки – это есть внешнее выражение Истины, которая является и поселяется в человеке не от того, что он содержит на уровне умовом и рассудочном правильные понятия, а от того, что он воспитывает верные душевные чувства, образующие правильный настрой духа, способный к восприятию Истины, которая по слову преп.Исаака Сирина есть ошушение по Богу.
***
Истина – это ощущение, и при чем – в Боге. А Символ веры или догматические формулировки, Св.Писание и Предание, записанные на бумаге, в звуке, видео, или содержимые в мысли, – это не сама Истина, а лишь Ее внешнее выражение. Но можно все это иметь в уме, на бумаге, в звуке или видео, а саму Истину, в ощущении, не иметь. А это и значит – отсутствие Истины.
Суть не в знании всего Св.Писания и Предания, богословия, канонов и церковно-исторических знаний, а в том, что: ищет ли человек в своей личной жизни, каждый день, во искушениях с ним приключающихся, удовлетворения своей совести; борется ли он за чистоту своих чувств, во всех этих искушениях с ним приключающихся; проходит ли он правильно свою внутреннюю духовную жизнь, направленную на приобретение истинных плодов духа. Если этого нет, то все эти вышеперечисленные знания и познания будут поставлены на службу духу самости (первородному греху), его страстям, для удовлетворения и оправдания их. Ибо знание – это средство, но не сама Истина. Истина же водружается в человеке по мере обретения чистоты чувств и удовлетворения совести. В этом все равны. И по этому признаку все будут судимы в День Страшного Суда.
***
Истина – это явление не внешнего порядка, а внутреннего, в духе. И Она может быть только там, где сохраняется правое чувство веры, где есть удовлетворение совести, чистота чувств, и проистекающее отсюда — единение с Духом Божиим.
***
Вера есть чувство в человеке, по природе, и оно осквернено через грехопадение примесью первородного греха. И по этой причине нуждается в очищении от этой примеси самости, в настрое духа. По мере того насколько чувство веры очищается от этой примеси самости, настолько человек, по настрою своего духа, и приобретает правое чувство веры, истинную веру.
По мере обретения такого чувства веры, в настрое духа, Святые становились способными к восприятию божественных откровений, через посредство которых они и постигали догматические истины, если в этом была нужда для Церкви, в тот или иной период времени жизни на земле.
***
Преп.Исаак Сирин говорит: «Истина есть ощущение по Богу, какое только вкушает в себе человек ощущением чувств духовного ума»(сл.43). То есть, Истина – это не умовое понятие, а внутреннее ощущение, являющееся от чистоты чувств и удовлетворяемой совести. А умовое рассудочное понятие – это облечение Ее в словесную форму. То же самое и внешнее Ее выражение словами, на бумаге или еще какими-либо внешними средствами, – это все внешнее выражение Истины, но не сама Истина.
***
Логическое и аналитическое мышление естественно человеку. Его можно задействовать, как в оправдание Истины и добродетели, так и в оправдание лжи и греха. Вы все время это в вашем споре задействуете. И никуда от этого ни денетесь. Ибо это природа.
Так как люди мыслят логически и аналитически, то все равно они задают вопросы. А отсюда и рождается научный подход.
Научный подход может исчезнуть только тогда, когда уберем в природе естества человеческого логическое и аналитическое мышление. Но изменить природу естества человеческого невозможно. И бороться с природой – это ложный путь, ведущий в тупик.
Человеку свойственно по природе логическое и аналитическое мышление, в той или иной степени. Поэтому, надо бороться не с проявлениями природы, а с неверным направлением этих проявлений. То есть, в основание логического и аналитического мышления надо, через борьбу со страстями, поставить добродетель смиренномудрия и дух истинного смирения, а не самомнение и дух самоутверждения, гордыни.
Но одно дело – это путем разума пытаться постичь догматические Истины, а другое – путем веры. Вот здесь и разница. Но тот, кому путем воспитания правого чувства веры, свободного от духа самости, Бог открывает догматические Истины, то когда ему задают вопросы другие, то ему неизбежно приходится задействовать логику и аналитику. Отсюда и рождается научное объяснение. Это есть проявление снисходительности и любви к еще непонимающим. Так и поступали все Святые.
Если веру поставлять только лишь в научном объяснении – в том, что лишь постигает человеческий разум, то вот это и неправильно. Если пытаться постичь богооткровенные истины путем набора знаний и усилий человеческого разума, то вот этот путь и есть ложный. Против этого пути (гностического) и написал свое Евангелие ап.Иоанн Богослов.
Богооткровенные истины постигаются по мере приобретения истинного смирения перед Богом, чистоты чувств и удовлетворения совести. Ибо «чистые сердцем, … Бога узрят» (Мф.5: 8), т.е. им будут открываться богооткровенные истины. Вот таким путем, — через приобретение истинного смирения и сердечной чистоты, — Господь и открывал Святым основные положения христианской, православной веры, – догматические истины, догматы.
Догматическая формулировка, вкратце догмат, – это внешнее выражение Истины в Ее оттенке, по отношению ко лжи.
Отрицать сами по себе догматы – это все равно, что отрицать Истину.
Отрицать какую-либо догматическую формулировку – это значит вводить иную, другую. – Это неизбежно.
К примеру, отвергаем все догматы и говорим, что главное – это любовь. Таким образом, утверждаем следующий догмат. Какой? – Вот он: главное – это любовь.
Но только надо знать, что отвергая все догматы, мы отвергаем и то: 1).что Бог – один; 2). что Он сотворил небо и землю; 3).что есть рай и ад; 4).что будет Страшный суд; 5).что идолы – это не боги; 6).что Иисус Христос – Господь и наш Спаситель; и т.п.
Я не знаю еще ни одного христианского, православного догмата, догматической формулировки, которые бы противоречили Истине.
Только не надо путать догматы, – основные положения веры, – с канонами и правилами, имеющими временное значение и характер в жизни Церкви, в зависимости от исторической эпохи и жизненных обстоятельств. Ибо каноны и правила – это не догматы.
Догматы (догматические формулировки) – это одно, а каноны и правила – это другое. И каноны и правила, соответственно, в зависимости от нужды, ради удобнейшего спасения душ человеческих, конечно же могут изменяться.
Догматами обычно называют догматические формулировки, основные положения веры.
И если какие-либо из этих основных положений человек отрицает, то он вводит другие положения, которые и становятся для него основными. А какие? – это вопрос.
Без каких-либо основных положений веры, даже лично своей, человек не может быть. Ибо в этом проявляется его природа.
И любой человек, отрицающий одни положения, вместо них, точно так же, имеет или вводит другие какие-либо основные положения своей веры. Это и будет для него его догматами, – основными положениями его веры. Поэтому, он тоже от этого не свободен. Да и как можно от этого освободиться, если в этом проявляется природа естества человеческого, и без нее никто не может быть. Поэтому, никто, никогда не может быть свободен от основных положений своей веры, т.е. от догматов.
***
Живую веру убивают не догматические положения, а страсти. О которых ап.Павел говорит, что «в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:1-5). – Вот они убийцы живой веры!
Ибо вместо них, мы должны приобретать иной настрой духа, – в борьбе с этими страстями, каждый день, в искушениях с нами приключающихся, – дух истинной любви, о которой ап.Павел говорит, что «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор.13:4-8). – Вот он дух живой веры, ее плоды! – Любовь свободная от страстей, от духа самоутверждения и гордыни.
***
Что такое Истина? – «Истина есть ощущение по Богу» (сл.43), сказал преп. Исаак Сирин. Значит, приобретение истинных плодов духа и жизнь в верном настрое духа, в чувствах и ощущениях, – это и есть жизнь в Истине, оттенки которой есть догматические истины. Догматические формулировки – это внешнее выражение догматических истин, являющихся различными оттенками Истины. Это значит то, что кто живет в верном настрое духа, в чувствах и ощущениях, имеет плоды духа, тот и имеет в себе Истину и ее оттенки, выражаемые в догматах. Это и есть жизнь во Христе, который сказал о себе «Я есть Истина» (Ин.14: 6). А жизнь во Христе – это и есть жизнь в Церкви, ибо Церковь есть «тело Христово» (1Кор.12:27).
***
Истинная вера – это не просто правильные умовые, рассудочные понятия по догматическим вопросам, знание Символа веры. А это чувство веры свободное от духа самости. Вот когда чувство веры в нас освобождается от самости, по настрою духа, вот тогда-то мы и приобретаем истинную, правую веру. На таковое чувство веры, которое приобретали Святые, и снисходило Божественное откровение. – А отсюда и исходили верные понятия, по каким-либо возникавшим догматическим вопросам, в зависимости от нужды, в жизни Церкви. А эти понятия, в свою очередь, облекались в догматические формулировки. Отсюда и возникали догматы. Так возник и Символ веры. Так и будет храниться истинная вера до скончания века. Вот на таковом чувстве веры Господь и основал свою Церковь, сказавши ап.Петру: «на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф.16:18).