Аноним: А где, по вашему, истинная Церковь?
О.Серафим: Господь Иисус Христос сказал: «ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф.16:18).
Вопрос: Где истинная Церковь?
Ответ Христа: «на сем камне» (Мф.16:18).
Вопрос: А где этот камень?
Ответ: С одной стороны этим камнем, основанием Церкви, является Господь Иисус Христос. А с другой стороны, в человеке, это правое чувство веры в Господа Иисуса Христа, верный настрой души (его и поимел ап.Петр), который привлекает Божественную спасительную благодать, а она уже соделывает человека членом Церкви, мистического Тела Христова.
Вопрос: Что надо, чтобы найти истинную Церковь?
Ответ Христа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Матф.6:33).
Вопрос: А где его искать, это Царство Божие?
Ответ Христа: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:21).
Вопрос: А каковы признаки, этого Царства Божия и Церкви?
Ответ ап.Павла: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5).
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор.13:4-8).
Кто воспитывает такой настрой духа через правильно-проходимую борьбу со своими страстями, тот и попадает в истинную Церковь. Это уж точно.
Воспитание верного душевного настроя, истинных добродетелей, через посредство правильно-проходимой внутренней духовной жизни, в борьбе со своими страстями, – это и есть главный признак Церкви на земле. Так как от этого зависит спасение души человека. И там, где это есть, – там и подается дар спасительной Благодати, – там есть Церковь и спасение. А где этого нет, хотя бы там было все остальное, но там нет главного и существенного, без чего нет спасения, нет Церкви, как дара спасительной Благодати, сошедшей в День святой Пятидесятницы на апостолов. Ибо Церковь, этот дар спасительной Божественной благодати, утверждается в человеке на чувстве веры в Господа Иисуса Христа, свободном от примеси духа самости и гордыни.
Когда ап.Петр поимел такое чувство веры в Господа Иисуса Христа, свободное от духа самости и гордыни, то на него сошло Божественное откровение, как сказал ему об этом Христос: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф.16:17). Исходя из этого откровения, сошедшего на такое чувство веры в Господа Иисуса Христа, ап.Петр и воскликнул: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф.16: 16). И тогда Христос засвидетельствовал то, что он на таком чувстве веры в Господа Иисуса Христа, свободном от духа самости и гордыни, какое и явил ап.Петр, будет утверждать и созидать Церковь Свою: «ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф.16:18). Имя Петр в переводе обозначает камень. Поэтому, слова Христа, обращенные к ап.Петру, буквально звучат так: «ты – камень, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф.16:18). Этот камень – это и есть непоколебимое чувство веры в Господа Иисуса Христа, свободное от духа самости и гордыни, первородного греха. На это чувство и снисходит дар Божественной спасительной благодати, и таким образом созидается Церковь, Тело Христово, как это и обетовал Сам Христос (Мф.16:18). А такое чувство веры является и воспитывается только через правильно-проходимую внутреннюю духовную жизнь, в борьбе со страстями, за чистоту своих чувств.
Поэтому, главные признаки Церкви – это правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь, в борьбе со страстями, направленная на воспитание добродетельных душевных чувств, истинных добродетелей. И без этих признаков – не может быть Церкви и Таинств.
Поэтому камень, на который снисходит дар Божественной спасительной благодати, – это и есть верный душевный настрой, образующийся от чувства веры в Господа Иисуса Христа и добродетельных душевных чувств, способных к восприятию этого спасительного дара благодати. Так образуется Церковь, Тело Христово. Что и случилось с ап.Петром и всеми Апостолами в день Святой Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на Апостолов.
Аноним: Это все понятно. А куда ходить на службы, исповедываться и причащаться? В какую церковь? Которая ближе к дому или как?
О.Серафим: Цель – спасение души.
Служба, исповедь, Причастие – это средства, которые действуют под условием. И сами по себе, эти средства, не могут спасать человека.
Условия для действования этих средств спасительно для души, – это воспитание спасительного настроя духа, добродетельных душевных чувств, через посредство правильно-проходимой борьбы со своими страстями.
Если нет правильного воспитания добродетельных душевных чувств, каждый день, во искушениях с ближними, на работе и дома, тогда все эти средства превращаются в формальность. И отношение к ним становится механическим, чисто магическим. А это уже погибель для души.
Все эти средства, сами по себе, не спасают людей. Если будет отсутствовать правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь, в борьбе со страстями, то все эти средства, наоборот, будут содействовать воспитанию духа фарисейского. Что сейчас и происходит, повсеместно.
К примеру, преп.Мария Египетская, великое множество мучеников и подвижников, Благоразумный разбойник, покаявшийся на кресте, не имели всех этих внешних средств, но вошли в Царство Небесное, в Церковь Небесную, т.е. спаслись.
Почему? – Потому что воспитали спасительный настрой души, истинные добродетели, во искушениях с ними приключившихся. Ибо, дар спасения, Царство Небесное подается только верному и добродетельному настрою души, способному к его восприятию.
В Евангелии, Сам Христос говорит о том, как будет происходить Страшный Суд. И в этих словах Христа нигде не говорится о том, что богослужение, исповедь и причастие, сами по себе, являются безусловным условием, без которого нет спасения. В Евангельском повествовании о Страшном Суде Господь, обращаясь к праведным, говорит: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Матф.25:35,36). А праведники отвечают: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» (Матф.25:37-39). То есть, праведники обнаруживают смиренный и сокрушенный настрой духа, так как они не вменяли себе своих добродетелей, которые они творили. По этой причине они с удивлением и отвечают: «Господи! когда мы видели Тебя», так как видели и видят себя грешниками недостойными, еще ничего не начинавшими; но при этом, они надеются не на свои добродетели и подвиги, так как не видят их за собою, а только лишь на милость Божию. Слова же Христа о них, обнаруживают в них смиренномудрие, смиренное понятие, какое они имели о себе, т.е. смиренный и сокрушенный настрой духа, соединенный с милостивым сердцем. А милостивость состоит не только в том, чтобы подавать внешние подаяния, но и в прощении, незлобии, в кротком и смиренном духе, в благодушной снисходительности к немощам ближних.
Вот всем тем, кто будет иметь такой настрой души, такие добродетельные чувства, Господь и подаст дар спасения в день Страшного Суда. Поэтому и говорится, что «жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит» (Пс.50:19), то есть, Господь не отвергнет такой настрой духа, а примет и подаст ему дар спасения, в день смерти и Страшного Суда. Об этом настрое духа, которому и подается дар спасения свт.Игнатий Брянчанинов засвидетельствовал: «И те, которые всю жизнь свою посвятили Богу – ничего не сделали, не принесли ничего достойного в сравнении с благодеяниями Божьими! – Один, один достоин стать пред Богом: дух сокрушения и смирения. Это достоинство человеческое одно признал Сам Бог достоинством» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 4, «Письма к мирянам», п.26).
Богослужение, церковная организация, священство и внешняя возможность приступания к Таинствам – это все средства, а не цель. Целью же, как мы рассмотрели выше, является воспитание верного, спасительного настроя души – это дух сокрушенный, смиренный и милостивый, добродетельные душевные чувства, о которых говорится в заповедях Божиих. А это человек может воспитывать при любых жизненных обстоятельствах, в которых он оказался. Но когда эта цель подменяется, и целью становится все то, что является внешним средством, тогда и воспитывается дух фарисейства и лицемерия.
Да и ведь истинная Церковь ищется только лишь для того, чтобы в ней найти духовных наставников, которые могут помочь, наставить в том, как воспитать правильный и спасительный настрой души, необходимый для спасения. А зачем она больше нужна? Ведь спасется человек не внешней принадлежностью к правильным, а настроем духа, который образуют истинные добродетели, необходимые для спасения души.
Иуда принадлежал к правильной церковной организации, к 12-ти апостолам, а пошел в ад. Почему? – Потому что не встал на путь борьбы со страстью сребролюбия. И согрешивши, не смирился в духе перед Богом, а пойдя на поводу своего духа самости и гордыни, пошел и удавился.
Видите, наше спасение или погибель зависит от того, какой настрой духа, какие душевные чувства мы воспитаем в себе. И с каким настроем духа, с какими душевными чувствами мы будем встречать свою смерть.
Прочитайте в Евангелии, где Христос говорит о том, как будет совершаться Страшный Суд. Там идет речь только о настрое духа, только о душевных чувствах, с которыми предстанут на Суд. Прочитайте внимательно и рассмотрите, какому настрою духа, каким добродетельным душевным чувствам Христос дарует спасение.
Поэтому, когда человек ищет Церковь, то не надо зацикливаться на том, что является средствами. А надо искать: где тебя могут научить правильно-проходимой внутренней духовной жизни, в борьбе со своими страстями, для воспитания добродетельных душевных чувств, истинных добродетелей, которые понадобится тебе в день смерти и Страшного Суда.