Значит, если человек не был готов к принятию благодати в Таинстве Крещения, но потом, после принятия Таинства, пришел в осознание и раскаялся, пришел в настрой духа, способный к восприятию дара Благодати, – то вот тогда он и получит благодать Таинства. – Или общим путем, через принятие в лоно истинной Церкви, где есть правильно-проходимая борьба со страстями, воспитание истинных добродетелей. А если по независящим от него причинам нет, чисто внешне, истинной Церкви, – но он, по настрою своего духа, готов к восприятию дара спасительной Благодати, – то Господь Сам подаст ему дар Своей благодати и присоединит его к Церкви.
Свт. Феофан Затворник по поводу совершения Таинства Крещения говорит: «…Благодать осеняет сердце и обитает в нём, когда в нём качествует обращение от греха и себя к Богу. Ради этого настроения, деятельно являемого, далее подаются и все другие дары Благодати и все преимущества облагодатствованных, благоволение Божие, сонаследие Христу, поставление вне области сатаны, вне опасности быть осуждену в ад. Коль же скоро это настроение ума и сердца умаляется или теряется, тотчас грех снова начинает обладать сердцем, а через грех налагаются узы сатаны и отнимаются благоволение Божие и сонаследство Христу» («Путь ко спасению», гл. Как начинается жизнь христианская в таинстве крещения).
Снова согрешил, – пошел по пути самостно-гордостного духа, первородного греха, в настрое своего духа, – опять закрыл в себе действие источника Благодати. Значит снова нужно каяться, снова возгревать решимость на борьбу со своими страстями, и Господь тогда вновь возобновляет действие источника Благодати. Поэтому и говорят: покаяние – второе крещение, – возобновление крещенской Благодати.
Таинство покаяния – коренное изменение в настрое духа, твердая решимость – более не грешить: в этом и состоит прощение грехов, которыми закрывалась Благодать. Чтобы стать на путь покаяния, нужно не просто перечислять грехи на исповеди, но менять расположение духа. Ибо жить в Церкви, — это и значит встать на путь правильно-проходимой борьбы со своими страстями, на путь воспитания истинных добродетелей.
Иной человек всю жизнь проходит в церковь-организацию, здание-храм, а на деле окажется, что он ни разу не был в Церкви Христовой. Жить в Церкви – это значит воспитывать в себе добродетельные душевные чувства, такие же как и во Христе Иисусе (Флп. 2, 5).