Аноним: Церковь — это Тело Христово, именно собрание, а не разрозненная горстка. И апостол учит — вместе вы тело Христово, а порознь члены. Итак, если Церковь это собрание и единство, которое врата адовы не одолеют, то должна быть в мире истинная церковная организация на земле.
Считаю Евхаристию центральным собирательным таинством Церкви и не вижу возможным от неё отпадать.
О.Серафим: Если церковная организация сама по себе есть Тело Христово, то тогда все нераскаянные грешники и нечестивцы, которые могут только лишь внешне принадлежать к церковной организации, но не иметь в себе духа Христова, тоже относятся к Телу Христову. Но это уже богохульное учение.
При таком понятии, принадлежность к Церкви и Телу Христову поставляется только в том, чтобы принадлежать внешне к правильной церковной организации и приступать к Евхаристии, а внутренний настрой духа, при этом, не имеет никакого значения. И тогда спасение поставляется в зависимость от всего внешнего, а не от воспитания правого настроя духа, истинных плодов духа. При таких понятиях, правый настрой духа появляется сам по себе, от того что ты, мол, принадлежишь к правильным (как ты считаешь) и приступаешь, внешне, к таинствам. Но это уже чисто механическо-магическое учение о принадлежности к Церкви, Телу Христову.
При таких понятиях, нравственность христианская не нужна, а нужна только лишь внешняя принадлежность к правильной церковной организации (которую ты признаешь за правильную) и внешнее приступание в ней к таинствам.
Исходя из таких понятий, – правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь не нужна, так как христианская нравственность образуется от самой по себе внешней принадлежности к правильной церковной организации и от внешнего приступания к таинствам.
Но это ложное учение, ересь, которое воспитывает в людях неправую механическо-магическую веру, и исходящие из нее ложные понятия. Воспринимая эти понятия и такую веру люди впадают в состояние иллюзии и обмана, – думая, что они спасаются, на самом деле, в реальности, они погибают. Так исполняется пророчество преп.Антония Великого, в котором говорится о том, что на последние времена, погибающие будут думать, что они спасаются.
Здесь есть о Церкви и церковной организации
***
Евхаристия – это внешнее священнодействие, которое само по себе не совершает Таинство. Таинство совершает только Бог, при условии, если во время совершения Евхаристии есть люди способные к принятию Таинства, по настрою своего духа. Если же таковых нет, то Таинство Богом не совершается, хотя бы при этом и служилась внешне Евхаристия (Литургия). А для того, чтобы люди поимели необходимый настрой духа, для восприятия Таинства, для этого и нужна правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь, направленная на воспитание правого настроя души, чему и должны учить духовные наставники.
Когда же исчезает правильно-проходимая борьба со страстями и внутренняя духовная жизнь, то она подменяется обрядоверием, фарисейством и законничеством. Отсюда и образуется чисто механическо-магическое отношение к Евхаристии и всем Таинствам.
***
Принадлежность к Телу Христову, Церкви, зависит только от воспитания правого настроя духа и приобретения истинных плодов духа, которые образуются через посредство правильно-проходимой борьбы со страстями и внутренней духовной жизни. И там, где человека могут этому научить, там и есть истинная Церковь. Там — приступание к таинствам будет идти ему на пользу. Так как, Таинство человек может получать, от Бога, только под условием правого настроя духа, с которым он и должен приступать к таинству. Такой настрой духа и образуется от воспитания верных душевных чувств и расположений, в повседневной личной жизни человека, путем законной борьбы со своими страстями, за чистоту своих чувств, очищая их от примеси духа самости и гордыни, первородного греха.
На это и направлена правильно-проходимая борьба со страстями и внутренняя духовная жизнь. Где это есть, там и есть Церковь, Таинства и спасение. Где этого нет, – там нет Церкви, Таинств и спасения.
Церковная организация и таинства не меняют человека, в духовно-нравственном отношении, сами по себе. Ибо это зависит от духовных наставников, которые должны правильно наставлять людей в вопросах правильно-проходимой борьбы со страстями, правильной внутренней духовной жизни. А люди, слушая их, должны уже сами последовать их наставлениям и поучениям в своей личной жизни, в борьбе со своими страстями, за чистоту своих чувств и истинное удовлетворение совести.
Принадлежность к Церкви не зависит от внешних обстоятельств и условий. Она зависит только от воспитания правого настроя духа. Ибо Божественная благодать объединяет только всех тех, кто находится в правом настрое духа, в какой бы местности они не находились, чисто внешне, на земле. Ибо единство церковное – это не внешнее единство, а внутреннее, по Благодати, в духе, как об этом и сказал Сам Христос: «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:21). Царство Божие – это и есть Божественная благодать, которая может быть внутри, в душе человека, только тогда, когда он воспитывает правый, верный настрой духа, посредством которого и привлекается в душу Благодать, соделывая его членом Церкви, Тела Христова.
В это внутреннее единство, по Благодати, мы и исповедуем нашу веру, в 9-м члене Символа веры, когда говорим, что мы веруем во единую Церковь. В этом исповедании выражается вера не в видимую церковную организацию, – которая может состоять из праведников, грешников падающих и кающихся, и нераскаянных грешников и нечестивцев, – а в Церковь, которая пребывает во внутреннем единстве, по Благодати, объединяя души всех тех, кто воспитывает в себе правый настрой духа, – дух сокрушенный и смиренный перед Богом, дух милостивый и незлобивый, дух кротости и душевной простоты, дух любви к правде и истине. Вот в такой Церкви и могут совершаться Таинства и спасение. И именно такую Церковь – врата адовы не одолеют до скончания века.