Все мы люди имеем одинаковые чувства, по природе, данные нам Богом, при сотворении человека. Но к ним примешался первородный грех, дух самости и гордыни, через грехопадение. И все люди нуждаются в очищении от примеси этого первородного греха. Ради того, чтобы очистить людей от этой примеси греха, и даровать им власть над ним, по дару спасительной благодати, и приходил Христос. И принеся себя в жертву искупил всех людей от этого духа самости и гордыни, через посредство дарования всему человечеству своего дара, Божественной спасительной благодати. То есть, этот дар благодати излит Богом на все человечество и объединяет собою души всех тех, кто в своей личной жизни покоряется ему (так образуется мистическое Тело Христово, Церковь). И потому все человечество имеет возможность стяжать этот дар Божественной благодати Духа Святого.
Но для того, чтобы люди могли это делать более правильно и успешно, Господь послал на проповедь Апостолов, и явно, через посредство внешних священнодействий, крещения и других Таинств, стал изливать на людей этот дар. Но стал изливать Он этот дар благодати не просто в душу любого человека, а под условием истинного, нелицемерного покаяния: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.4:17). Так и условие для дарования этого дара в Таинстве крещения, как говорит ап.Петр, есть «обещание Богу доброй совести». Иными словами, «крещение» это не просто «плотской нечистоты омытие», то есть троекратное погружение в воду, а «обещание Богу доброй совести» (1Пет.3:21). – Это есть главное условие, для совершения Богом этого Таинства, которое состоит в излиянии дара Божественной спасительной благодати в душу человека, для присоединения его к мистическому Телу Христову, Церкви.
Если бы Господь просто излил этот дар миру, но не посылал на проповедь Апостолов, и не было бы внешних священнодействий (крещения и других Таинств), через посредство которых могло бы совершаться Таинство, в душах людей Богом, – то никто бы не верил всему этому. Вот почему и понадобилась проповедь Апостольская и внешняя возможность для получения этого дара Божественной благодати, но только под условием покаяния, истинного и нелицемерного обещания «Богу доброй совести». А так же и потому, чтобы являть это для людей видимым образом, так как они имеют грубую физическую плоть, через посредство которой и могут это воспринимать.
Итак, дар Божественной спасительной благодати излит Богом через Христа на все человечество. Получение этого дара совершается только через истинное и нелицемерное «обещание Богу доброй совести». И дальнейшее удержание этого дара благодати Духа Святого, и большее раскрытие Его в своей душе (стяжание), заключается в том, чтобы удовлетворять свою совесть и ни в чем ее не попирать и не топтать, в каждый день своей жизни. А совершается это, через посредство искоренения первородного греха, через посредство борьбы с проявлениями духа самости и гордыни, со страстями. То есть, через посредство правильно-проходимой борьбы со своими страстями, и воспитания добродетельных чувств, истинных добродетелей.
Все это понуждение себя и делание направляется к тому, чтобы воспитывать в своей душе добродетельные чувства: сокрушения и смирения перед Богом, незлобия и сострадательной любви, кротости, доброжелательства и душевной простоты, любви к правде и истине. То есть, к воспитанию истинной любви, в ее оттенках, о которых говорит ап.Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор.13:4-8). Или же, как Он говорит в другом месте: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5), по Его человеческому естеству.
Поэтому, всякая душа стремящаяся понуждать себя к воспитанию такого настроя духа, добродетельных чувств, соделывается по своему настрою способною к восприятию дара Божественной спасительной благодати, и ее хранению. Ибо Таинство, – это и есть излияние в душу человека этого дара Божественной спасительной благодати Духа Божия, которая была дарована всему человечеству через Христа. А внешнее священнодействие, которое сопровождает Таинство, – это только лишь внешнее средство для получения этого таинственного дара Благодати, которая изливается в душу, под условием истинного покаяния и нелицемерного обещания «Богу доброй совести» (1Пет.3:21).
Но только одни имеют внешнюю возможность, не попирая своей совести, получать этот дар Благодати (Таинство), через посредство внешне-совершаемых священнодействий; принадлежа к церковной организации (начиная с двух-трех человек Матф.18:20), которая в своем общем направлении хранит верность духу Христову и добрую совесть пред Богом, идя по пути правды и истины.
А другие не имеют такой возможности, чтобы не попирая своей совести получать этот дар Благодати вот таким вот внешним путем, по причине отступничества церковных организаций, в их стране или местности. Такие времена являются исповедническими. И кто хранит верность духу Христову и добрую совесть пред Богом в такие времена, то те идут путем исповедников и мучеников; и Господь не оставляет их, а подает свои благодатные утешения и укрепления духа, изливая на них непосредственно свои дары Божественной благодати.
А у иных и вообще нет такой возможности для получения этого дара Благодати (Таинства), через посредство внешне-совершаемых священнодействий. Так как они живут в таких странах и местностях, где вообще нет христианства.
Но так как этот дар благодати Духа Святого излит Богом вообще на все человечество, то все те, кто не имеют внешней возможности приступания к Таинствам, получают этот дар непосредственно от Бога. Они получают его только за то, что понуждают себя к искоренению страстей и воспитанию вместо них добродетельных душевных чувств, к истинному удовлетворению своей совести; что, в свою очередь, и является условием для получения этого дара благодати Духа Божия. И без исполнения этого условия невозможно получить этих даров Божественной спасительной благодати Духа Святого, хотя бы при этом и совершались внешние священнодействия, через посредство которых приступают к Таинствам.
Итак, стяжание благодати Духа Божия совершается через посредство искоренения страстей, и воспитания вместо них добродетельных душевных чувств, которые и образуют собою спасительный настрой духа. А без этого благодать Божия не может стяжеваться. И если любой человек на земле старается, в своей личной жизни, приобретать этот верный и спасительный душевный настрой, то он и становится способным к стяжанию благодати Духа Божия. А каким образом подать человеку этот дар Благодати — Бог решает Сам, в зависимости от жизненных обстоятельств, в которых оказывается и пребывает человек.
И когда есть возможность получать Таинства, через посредство внешних священнодействий, не попирая своей совести и сохраняя верность духу Христову, тогда необходимо следовать общим путем для всех, при этих обстоятельствах. Ибо в этом состоит смирение перед Богом.
Но когда нет такой внешней возможности, по причине отступничества церковных организаций, в той или иной местности, стране, тогда Бог будет подавать свои дары Божественной благодати непосредственно самим людям, которые будут хранить свою совесть и верность духу Христову. То есть тем, кто разрывает общение с этими отступническими церковными организациями, не приступает к их лже-таинствам, сохраняя при этом правильно-проходимую борьбу со страстями, и воспитывая добродетельные чувства, в своей личной жизни. – Этот внешний путь является спасительным, и становится общим путем для всех, кто пытается сохранить свою совесть и верность духу Христову, при таких жизненных условиях и обстоятельствах. — В этом и состоит смирение перед Богом и следование воле Божией в таких жизненных обстоятельствах.
***
И только понуждение себя к душевным христианским качествам, к чистоте чувств и «доброй совести» (1Пет.3:21), и привлекает в нашу душу Божественную благодать. Как об этом сказал преп.Макарий Великий: «А если кто, не имея молитвы, принуждает себя только к молитве, чтобы получить благодатную молитву, а к смиренномудрию, к любви и к соблюдению прочих Господних заповедей не принуждает себя, то иногда, по прошению его, дается ему благодатная молитва, даже отчасти в упокоении и веселии, но нравами он уподобляется тому же, чему и прежде был подобен. Ибо не имеет он кротости, потому что не взыскал ее с трудом и не приуготовлял себя быть кротким; не имеет смиренномудрия, потому что не просил и не принуждал себя к этому; не имеет любви ко всем, потому что не имел о сем попечения и не искал сего усиленно в молитвенном прошении. Ибо каждому, кто приневоливает и нудит себя, даже против желания сердца, к молитве, надобно так же принуждать себя и к любви, и к кротости, и ко всякому терпению, и великодушию, по написанному, с радостью: а таким же образом принуждать себя к уничижению, к тому, чтобы почитать себя худшим и низшим всех, чтобы не беседовать о неполезном, но всегда поучаться в словесах Господних и их изрекать устами и сердцем. Еще надобно принуждать себя к тому, чтобы не раздражаться, по сказанному: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4:31). Чтобы таким образом Господь, видя произволение человека, дал ему без труда и принуждения совершать всё то, что прежде едва мог сохранить с принуждением, по причине живущего в нем греха» (преп. Макарий Великий, Слово3, гл.5).
Все это понуждение себя к тем душевным чувствам и качествам, о которых говорит св.Макарий Великий, и совершается через посредство правильно-проходимой внутренней духовной жизни, направленной на искоренение страстей и воспитания вместо них добродетельных душевных чувств, через посредство стремления человека к сохранению «доброй совести» (1Пет.3:21) перед Богом, в каждый день своей жизни, во всех тех искушениях, которые приключаются с человеком. И соответственно, там где этого нет, – там нет главного условия для получения дара искупительной и спасительной Благодати. И тогда это подменяется магическо-механическим отношением к внешним священнодействиям, через посредство которых люди пытаются получить Таинства от Бога. То есть, раз они совершают внешние священнодействия для получения Таинств, то Бог, мол, как бы обязан подавать Таинства, потому что они считают, что они истинные. Но Бог не находится в подчинении церковной организации, у епископов и священства. Он не находится в подчинении внешним священнодействиям и произносимым словам, через совершение которых люди пытаются получить Таинства. Бог не находится в зависимости ни от санов, ни от названий, ни от чего-либо внешнего, земного.
Ибо дар Его Благодати подается не за сохранение правильных обрядов и традиций, не за содержание на уровне умовом, рассудочном, правильного Символа веры и догматов. Но дар Его Божественной спасительной Благодати привлекает в душах человеческих, здесь на земле, только дух сокрушенный и смиренный перед Богом, стремящийся к воспитанию добродетельных чувств, только дух любви к правде и истине, ищущий «доброй совести» перед Богом, в тех жизненных обстоятельствах, в которых оказался человек. Там, где есть в душах человеческих такой настрой духа, там и подается Богом дар спасительной благодати Духа Божия. Так об этом Св.Писание и говорит, что «Бог гордым противится», и только «смиренным дает благодать» (Иак.4:6), и что «Близок Господь к сокрушенным сердцем», Своей Божественной благодатью, и только «смиренных духом спасет» (Пс.33:19), своею милостью, этим даром Божественной благодати, который дарован всему миру через Христа.