О.Серафим: Общее положение на наше время таково, что будучи в Московской Патриархии и подобных ей лжецерковных организациях, – у которых в их общем пути и направлении попирается верность духу Христову, – невозможно правильно-проходить свою внутреннюю духовную жизнь. Так как в таких церковных организациях господствует духовная прелесть. Отсюда и говорится, что Таинства в таковых церковных организациях являются недействительными и безблагодатными. И все находящиеся в них, и следующие общим путем и направлением по которому идут эти церковные организации, идут по пути погибели.
А так же те, которые знают или видят, что там происходит, и при этом находят всякие благовидные предлоги для оправдания всего этого и своего положения, — то они просто находятся в духовной прелести и самообольщении и идут по тому же самому пути.
Исключение там могут составлять только те люди, которые находятся в полном неведении того, что там творится, и принадлежат к этим церковным организациям чисто формально; но, пребывая сами по себе, последуют закону совести в своей личной жизни, и в настрое своего духа сами нашли путь к спасению. Но такие люди могут быть где угодно, — и среди католиков, и протестантов, и мусульман, и среди язычников.
Духовные наставники (в том числе и так называемые старцы), в этих церковных организациях, сами в первую очередь находятся в состоянии духовной прелести. И по этой причине сами не видят того, что церковная организация, в которой они находятся, направляется по пути погибельному, и других не могут вывести из этого обольщения, а наоборот все делают для того, чтобы в нем остаться. Они неверно проходят свою внутреннюю духовную жизнь, на основании духа самости и гордыни. Отсюда у них, – омрачение ума и духовная слепота, которая не может различить тьму от света, добро от зла, ложь от истины. И воспитывая в себе лжепослушание и лжесмирение, равнодушие к истине, выдают это за добродетели послушания и смирения; и других учат тому же.
Когда людям и всему народу необходимо совершить суд для различения добра от зла, тьмы от света, лжи от истины, – чтобы не заблудиться и не последовать по пути погибельному, чтобы не начать тьму воспринимать за свет, зло за добро и ложь за истину, – эти ложные духовные наставники, в таковых лжецерковных организациях, убеждают людей не делать этого, под предлогом добродетели неосуждения. А то, говорят они, если будете совершать такой суд (помогающий различить тьму от света и добро от зла), то это будет грех осуждения. И таковым своим лукавством духовно ослепляют людей, запрещая им творить суд необходимый народу для различения тьмы от света, – необходимый для того, чтобы не последовать за лжецами и обманщиками, по пути погибельному, – пугая всех тем, что они мол, совершая такой суд, творят грех, нарушают заповедь Божию.
Кому выгодна духовная слепота народа, чтобы его направлять по пути погибели? – Только дьяволу и его слугам, сознательным или несознательным, находящимся в духовной прелести. Вот для этого и придумано дьяволом то, чтобы евангельское учение о неосуждении применять не к месту, не к времени, выдавая это за добродетель, по причине всеобщей духовной слепоты. И когда люди начинают поступать по совету этих обольщенных лженаставников, то происходит то, о чем пишет свт.Феофан Затворник: «Ты будешь опасаться, чтобы не осудить, а дьявол поспешит навеять на тебя равнодушие и к добру, и к злу» («О покаянии и причащении Великим постом…», гл.41). Так дьявол духовно ослепляет народ под благовидным бесовским предлогом, — совершения добродетели неосуждения, применяемой не к месту, не к времени.
Как это коварно и хитро придумано дьяволом для погубления душ человеческих! А эти духовные наставники, находящиеся в духовной прелести и самообольщении, этого не различают и исполняют волю бесовскую, направленную на омрачение умов народа, через посредство внушения всем ложного учения о неосуждении. Так сатана успешно ослепляет умы человеческие, при помощи своих адептов, – духовных наставников (в том числе и так называемых старцев), находящихся в Московской Патриархии и подобных ей лжецерковных организациях, – через насаждение такого ложного учения.
Любая добродетель, совершаемая не к месту, не к времени есть уже не добро, а зло. Так послушание Богу есть добро, а послушание дьяволу – зло. Смирение перед волей Божией, для исполнения ее, есть добро; а смирение перед дьяволом, для исполнения его воли, – зло. Чувство благоговения перед Богом есть добро, а это же чувство перед дьяволом, – уже зло. Чувство любви к Богу есть добро, а это же чувство к дьяволу – уже зло.
То есть, чувство или какое-либо внешнее действие совершаемые не к месту, не к времени, под благовидным предлогом, что это мол добродетель, на самом деле в реальности есть зло, погибельное для души человека. Дьявол знает все эти подмены и пользуется этим для погубления душ человеческих.
«Ты займешься богомыслием назидательным, а диавол собьет тебя на совопросничество и пытливость о тайнах Писания, которые охлаждают и развивают пагубное самомнение. Ты будешь заботиться о том, чтобы не оскорбить кого, а он собьет тебя на пагубное человекоугодие. Ты будешь опасаться, чтобы не осудить, а он поспешит навеять на тебя равнодушие и к добру, и к злу. Так и во многом другом приплетает враг свое, – говорит св.Иоанн Лествичник, – к страннолюбию – чревоугодие, к рассудительности – суровость, к кротости – двоедушие, к радости – самомнение, к надежде – леность и проч. Видишь, сколько подсад, как называют эти покушения врага опытные в брани с ним люди. Видишь, сколько подсад, и усугубь вниманием бдительность» (свт. Феофан Затворник, «О покаянии и причащении Великим постом…», гл.41).
Вот так «путем подмены понятий Истина до крайности омрачается, особенно под благовидными предлогами. И это есть, в сущности, сатана, являющийся под образом ангела света (2Кор.11:14)» (свт.Филарет /Дроздов/, митр.Московский, Комментарий к творениям св.Григория Синаита). А люди, по причине своей духовной слепоты и самообольщения, улавливаются на эти подмены, путем благовидных бесовских предлогов, приводимых не к месту, не к времени. И думая, что они исполняют волю Божию, на самом деле в реальности исполняют волю бесовскую.
Так и суд необходимый для спасения души, – когда надо различить добро от зла, тьму от света, ложь от истины, чтобы не последовать по пути зла, – есть добро, без которого человек не может спастись и последовать добру, не может исполнить волю Божию. Но когда в этом нет нужды, так как от этого никто не последует по пути зла и погибели, не начнет воспринимать тьму за свет, то в таком случае, – этот суд греховен и является уже греховным осуждением. Поэтому-то, когда есть нужда в совершении суда, необходимого для различения добра от зла и тьмы от света, а это не делается, под благовидным предлогом неосуждения, тогда люди, весь народ направляется по пути зла и тьмы, по пути погибельному. А эти наставники, находящиеся в духовной прелести и самообольщении, в это время внушают всем, что они спасаются, исполняют заповедь Божию. И делают они это искренно, от всей души. Ибо таково свойство духовной прелести и самообольщения, – погибая, человек думает при этом, что он спасается, идет по пути спасения. Это – дух антихристов.