О.Серафим: Все люди без исключения, по причине грехопадения, рождаются в первородном грехе. Христос же даровал искупление от греха, в общем для всех человеков, но не безусловно, а под условием истинного покаяния, лично от каждого. И выйдут из состояния погибели те из людей, кто усваивает лично себе то спасение, которое Христос принес на землю, посредством дарования спасительной Благодати. А это возможно – только через воспитание верного и богоугодного настроя духа, способного к восприятию этого дара спасительной Благодати, через правильно-проходимую борьбу со своими страстями за чистоту чувств, через истинное удовлетворение своей совести.
Такую возможность имеет любой человек на земле, по причине того, что во всех людях Богом вложен естественный закон, закон совести, который, обличая человека, требует того, что в согласии с волей Божией. Ибо благость Божия ведет всякого человека к истинному покаянию (Рим.2:4).
Жизнь нам дается для того, чтобы мы научились противостоять первородному греху, духу самости, — чтобы мы искореняли свои страсти, и вместо них воспитывали в своих душах верные душевные чувства, истинные добродетели. Так воспитывается и образуется спасительный настрой духа, способный для получения Царства Небесного. Эта жизнь дается человеку на искушение, что ты выберешь, — или пойдешь на сторону зла или на сторону истинного добра.
Святитель Феофан Затворник пишет, что не бывает прощения греха магически, механически, ибо это вопрос нравственный.
Прощение греха заключается в сокрушении духа самости, и возгревании чувства ненависти к его проявлениям, страстям, и решимости более не грешить. Тогда Благодать снисходит и закрепляет эту решимость, дает ей силу и власть над грехом. В этом и заключается прощение первородного греха. Первородный грех есть, он живет, но мы имеем силу его останавливать.
Святитель Кирилл Иерусалимский, например, да и многие другие Св. Отцы говорят, что если нет твердого решения более не грешить, то хотя люди и совершают обряд крещения, но Дух не крестит и Таинство не совершается. И тогда выходит, что в действительности это совсем не так, как думают католики и заразившиеся их духом «православные»: совершили обряд формально, и числится, что грех прощен, т.е., что его как бы уже и нет.
Первородный грех живет и после крещения, до самой смерти. Но прощение его – в решимости, которая в своем устремлении свободна от духа самости. И когда это есть, то подается дар Благодати, связующей грех. Так можно дойти до того, чтобы окончательно грех связать, — он только начинает вылазить, а ты его тут же связываешь, он опять, а ты опять. Так не дается ему возможность никак вылезти и овладеть человеком, – это уже состояние спасения.
Но вот, человек покаялся, покрестился, положил твердую решимость более не грешить, но у него опять вылазят страсти. Получается, что грех обратно вселяется в него? Но нет, дело не в этом. Первородный грех не имеет бытия, т. е он нематериален, это не тварное явление – Бог греха не сотворил. Грех – это неправильная направленность в воле разумных существ – неправая окраска духа.
Первородный грех произошел от непослушания Богу. Человек стал искать удовлетворения не в единстве с Богом, по благодати, а в самом себе, через свои телесные и душевные движения стал искать блаженства. Но окончательного удовлетворения в этом, и блаженства, человек конечно не получает. И тогда, требует еще услаждения, и естественно, что опять не получает. Опять, еще и еще требует, пытается удовлетворить запросы своего духа временными удовольствиями, и поэтому – опять окончательного удовлетворения не получает. И так бесконечно – это и есть страсти. – Человек, вместо Бога, обратился к себе, стал искать удовлетворения духу самости и гордыни, через посредство телесных и душевных чувств, – таким образом оказался в состоянии погибели, отпал от Бога, лишился вечного блаженства.
Дух, по природе своей, стремится только к Богу и удовлетворяется только в Нём одном, через посредство получения от Бога вечного блаженства, по дару Благодати. Но через падение он связан и порабощен духом самости, первородным грехом, духом гордыни. Удовлетворение этого духа самости он ищет через посредство телесных и душевных желаний. Поэтому, наша борьба за то, чтобы освободить наш дух из этого рабства духу самости, первородному греху. А телу и душе научиться давать всё только потребное по естеству, совершая всё это при помощи Божией.
«Крещение не отнимает самовластия и самопроизволения нашего, но дарует нам свободу от тиранства дьявола, который не может уже более против воли нашей властвовать над нами.
По крещении в нашей уже состоит воле: или пребывать самоохотно в заповедях Того, в Кого крестились, Христа, Владыки и Бога, и ходить путем повелений Его, или уклоняясь от правого пути сего, опять возвратиться к дьяволу, противоборцу и врагу нашему. Те, которые по святом крещении повинуются хотениям лукавого и угодное ему творят, отчуждают себя от святых ложесн святого крещения, по сказанному Давидом: С самого рождения отступили нечестивые … (Пс. 57, 4)» (Преп. Симеон Новый Богослов, Добротолюбие, т. 5,стр. 121-122).