Аноним: Долой религию, догматы, обряды и традиции. Надо просто веровать в Бога и все.
О.Серафим: «РЕЛИГИЯ ж. лат. вера, духовная вера, исповеданье, богопочитание, или основные духовные убежденья.» (Словарь Даля).
«РЕЛИГИЯ, религии, ж. (латин. religio). Взгляды и представления, основанные на мистике, на вере в чудодейственные силы и существа.» (Толковый словарь русского языка. Ушаков).
«РЕЛИГИЯ, -и, ж. Одна из форм общественного сознания — совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.» (Словарь Ожегова).
Итак, религия – это внутренние душевные отношения человека с Богом. Это его вера в Бога, в его чувствах и ощущениях. А обряды, традиции и догматы — это только лишь внешнее проявление той или иной религии, веры в Бога, внутренних душевных состояний и отношений к Богу.
Исходя из этого получается, что тот, кто борется против религии — борется против веры в Бога. Получается, что такой человек пытается искоренить веру в Бога, в душах человеческих.
У всех есть свои обряды и традиции, которые складываются из тех или иных убеждений. И так как у всех есть те или иные убеждения, в отношении чего-либо внешнего, то это и является их традицией. И так как все имеют физическое тело, то при помощи его они выражают внешне свое служение Богу. Это и является их обрядами.
И так как у всех верующих есть основные положения их веры, то это и является их догматами.
От обрядов (внешнего служения Богу), тех или иных традиций (постоянно повторяемых внешних действий, в своем служении Богу, вошедших в навык, привычку) и догматов (основных положений своей веры) не свободен ни кто. Так как это – есть у всех.
И те, которые ведут борьбу с обрядами, — вместо одних обрядов (внешнего служения Богу) устанавливают другие. И когда они постоянно это повторяют, то это становится их традицией.
А так же те, кто отвергают одни догматы (основные положения веры), вместо них устанавливают другие догматы (основные положения своей веры).
От этого не свободен ни кто, так как в этом проявляется природа естества человеческого, от которого ни кто, ни куда, не уйдет.
И так как природа естества человеческого, как ее сотворил Бог, не находится во власти человека, то он не может ее изменить. Он может только менять ее окраску, направление, движение, в согласии с волей Бога или в противность ей.
Поэтому, всякий кто говорит, что он против всех обрядов, традиций и догматов, на самом деле обманывает и дурачит народ, расчитывая на всеобщее невежество и слепоту, в которых находится и он сам. Так как он под благовидным предлогом «долой обряды, традиции и догматы» вместо них установит свои. И при этом, будет всем в головы вдалбливать ложь: что у них нет обрядов, традиций и догматов. На самом же деле, — они у них есть, но только иные, другие.
И находясь в состоянии иллюзии и самообольщения, внушая себе и другим духовным слепцам, что у них мол нет обрядов, традиций и догматов, будет использовать это как средство для возгревания ощущения своей правильности и праведности, для самоутверждения в духе самости и гордыни.
Убеждая всех других принять основные положения своих взглядов, своей веры (что и является их догматами), будет кричать, что у них нет никаких догматов.
Совершая, так или иначе, свое внешнее служение Богу (что и является их обрядами), будет кричать, что у них нет никаких обрядов.
И постоянно повторяя те или иные обряды, в своем внешнем служении Богу (что и будет являться их традицией), будет кричать, что у них нет никаких традиций.
Вот такое получается лицемерие, ложь, обман и дуриловка всех людей, рассчитанные на всеобщее невежество и душевную слепоту. И это вытворяют духовные слепцы, находящиеся в духовной прелести и самообольщении, которые на этом пытаются сделать себе имя, выставить себя борцами за правую веру.
То есть, на иллюзии, на несуществующем, всех разводят, и, направляясь по пути подогревания ощущения своей правильности и праведности, духа самости и гордыни, сами погибают и других увлекают туда же.
***
Религия, душевные отношения человека к Богу могут быть правильными, а могут быть неправильными. Поэтому, и исходящие из того или иного состояния духа основные положения веры (догматы) тоже могут быть правильными или неправильными. Внешние обряды и традиции могут по своей сути выражать верные идеи и понятия, а могут – неверные.
Поэтому, если обряд или внешняя традиция сами по себе заключают в себе верные идеи и понятия, то они сами по себе не являются греховными. Но так как те или иные обряды и традиции могут изменяться, когда в этом есть нужда, для более удобнейшего спасения душ человеческих, в зависимости от эпохи, времен и жизненных обстоятельств, то главное, что в них должно оставаться – это богоугодная идея и понятие, которые они выражают.
Когда нет нужды в изменении обряда или традиции, то их и не надо изменять. И кто меняет обряды или традиции когда в этом нет нужды, то это говорит о том, что он надеется на то, что само по себе внешнее изменение этого — соделает настрой его духа правым и богоугодным. Но это иллюзия и самообман, так как настрой духа зависит не от изменения внешних обрядов и традиций, а от правильно-проходимой внутренней духовной жизни. И само по себе внешнее изменение не изменит настрой духа человека с греховного, страстного, на богоугодный. И даже если человек сделает обряды и традиции такие же, какие были при Апостолах, то это его не спасет, а наоборот, воспитает фарисея. Так как, не внешнее соблюдение обрядов и традиций спасает человека, а воспитание правого настроя духа, через посредство законной борьбы со своими страстями.
Но когда есть нужда в изменении обрядов и традиций, для более удобнейшего спасения душ человеческих, а их не изменяют, то это называется обрядоверием и фарисейством. Ибо суть хранения веры состоит не в сохранении внешних обрядов и традиций, а в воспитании правого и верного настроя духа у людей, в зависимости от эпохи, времен и обстоятельств. Поэтому-то, обряды и традиции могут изменяться, не меняясь в главном, существенном, – правом выражении веры и понятий.
Догматы, основные понятия о Боге, таинствах веры и спасения не могут быть изменяемы, так как Бог не изменяется, и путь спасения, по своей внутренней сути, не меняется. А внешние средства для достижения спасения могут изменяться. Главное, лишь бы они содействовали воспитанию правого и верного настроя духа.
Вера в то, что само по себе исполнение обрядов и традиций спасает человека называется обрядоверием. Сохранение во чтобы-то ни стало внешних обрядов и традиций тогда, когда есть нужда в их изменении, для более удобнейшего спасения душ человеческих, – по причине изменившихся эпохи, времен и обстоятельств жизни, – называется обрядоверием, фарисейством и законничеством.
ВИдение того, когда надо, а когда не надо менять внешние обряды и традиции, зависит от чистоты душевного ока. А чистота душевного ока зависит от воспитания истинных плодов духа, – духа сокрушенного и смиренного перед Богом, духа милостивого и незлобивого, кроткого и добродушного, духа душевной простоты, духа любви к правде и истине. Такой настрой духа и воспитывается через посредство правильно-проходимой внутренней духовной жизни. Наличие этих истинных плодов духа и является критерием истинного духовного вИдения.
Там, где нет этих истинных плодов духа, там нет и истинного духовного вИдения. Там вИдение – страстное, ложное, которое является погибельным для своей души и душ других людей. И если таковой берется духовно вести других людей, то он является слепцом, который и других слепцов заведет в яму погибели (Матф.12:22).
***
Слово «религия» стали употреблять в различных значениях, которые порой не соответствуют этому слову.
По сути же, религия – это внутренние, душевные отношения человека с Божеством. И она естественна человеку по его природе, какою ее сотворил Бог. Так как человеку, по его природе, естественно находиться в общении со своим Творцом и Создателем, Богом. Потеря же этого общения неестественна человеку, по его природе; – отсюда мука и страдание, отсутствие полного удовлетворения запросов духа, томление духа. Ибо дух человека не может найти себе истинного и окончательного покоя, вне общения со своим Творцом и Создателем. Ибо дух человека (его душа) сотворен таким образом, что он все время стремится к общению со своим Творцом и Создателем, в своих желаниях и чувствах, – потому что только в этом общении дух человека обретает внутренний мир и истинный покой. И это природное стремление души, к общению и соединению с Богом, собственно говоря, и называется религией. Вот почему религия естественна человеку, по его природе. И без этого душевного стремления он просто не может быть.
Другое дело, что через грехопадение человек может пытаться удовлетворить это душевное стремление, запросы своего духа, через посредство своих внутренних душевных отношений к ложным божествам, которые есть плод его воображения и мечтательности. Это происходит тогда, когда человек через свои естественные религиозные внутренние душевные устремления и проявления ищет удовлетворения первородного греха, своего духа самости и гордыни. В таком случае, он пытается удовлетворить и насытить свой дух различными иллюзиями и обманами. Но это невозможно. Из такого неверного душевного устремления образуются ложные религии, с неверными понятиями и догматами, с ложной духовностью, исходящей из неверно проходимой внутренней духовной жизни, на основании духа самости и гордыни.
В общение с Богом человек может входить только через посредство своих внутренних желаний и чувств, по мере очищения их от примеси первородного греха. Для этого и необходимо воспитывать свои внутренние душевные чувства, через посредство борьбы с их греховными страстными проявлениями. То есть, необходимо бороться за чистоту своих желаний и чувств. И эта борьба должна проходиться правильно, верно, чтобы приводить к верным духовным результатам, спасительным, – к истинным плодам духа, которыми являются желания и чувства, очищенные от примеси первородного греха и соединенные с даром Божественной благодати. Поэтому, эта борьба и называется вкратце словами, – законная борьба со страстями или правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь.
Только из законно-проходимой борьбы со страстями или правильно-проходимой внутренней духовной жизни, на основании духа сокрушенного и смиренного перед Богом, и может рождаться истинная религия, с истинной духовностью, и исходящими отсюда верными понятиями и догматами (основными положениями веры). Так как только такому настрою духа и подаются Богом дары Божественной спасительной благодати. Только такому настрою духа подаются истинные откровения, которые от Бога, а не от дьявола.
Обряды, внешняя деятельность и традиции, – это уже внешние проявления религиозных душевных отношений человека с Божеством. И это происходит только лишь по той причине, что человек имеет материальную природу, грубое физическое тело. И так как у всех есть материальная природа, тело, то поэтому от тех или иных обрядов, от той или иной внешней традиции не свободен ни кто. У всех они есть, но только у каждой религии, церковной организации, деноминации, ответвления, – они свои.