Аноним: Если кто некрещеный, – то у него нет Ангела-Хранителя? И как правильно понимать, что такое крещение?
О.Серафим: Крещение – это новый завет человека с Богом, в котором дается клятва на верность Ему. Крещение – это вхождение в Церковь.
«Зачатый в беззакониях и рожденный во грехах, человек до крещения носит в себе весь яд греха, со всею тяготою его последствий. Он состоит в немилости Божией, есть естеством чадо гнева: поврежден, расстроен сам в себе, в соотношении частей и сил, и в их направлении преимущественно на размножение греха; подчинен влиянию сатаны, который действует в нём властно по причине греха, живущего в нём. Вследствие всего этого он по смерти неминуемо есть оброчник ада, где должен мучиться вместе со своим князем и его клевретами и слугами…
…Царство Небесное принадлежит крещаемому уже по самому крещению. Он изымается из-под владычества сатаны, который теперь теряет власть над ним и силу самовольно действовать в нём. Вступлением в Церковь – дом прибежища – сатане заграждаются входы к новокрещенному. Он здесь как в безопасной ограде». (Свт. Феофан Затворник, «Путь ко спасению», гл. Как начинается жизнь христианская в таинстве крещения).
В Таинстве Крещения, человек получает спасительную Благодать через внешнее священнодействие: троекратное погружение в воду со словами, «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Вместе с Благодатью подается и Ангел-Хранитель, в помощь для хранения Ее.
Благодать в Таинстве Крещения подается та, которая снизошла на Апостолов в день Святой Пятидесятницы – Благодать спасительная. Спасительную Благодать исходатайствовал нам наш Спаситель, Господь Иисус Христос, через Крестную смерть, искупив нас от греха, проклятия и смерти.
В день св. Пятидесятницы, через сошествие Святого Духа, спасительной Благодати на Апостолов и родилась Церковь. Поэтому, если говорят о благодатности Таинств или о благодатности (истинности) Церкви, то имеют в виду, именно спасительную Благодать. И только это одно действие Благодати является спасительным для человеков.
Только та Благодать спасительна, которую исходатайствовал нам Господь Своими страданиями, Своею Крестною смертью. Только через Христа – человек может спастись.
Действия Благодати могут быть и другие. До дня рождения Церкви – в Ветхом Завете Благодать была. Были исцеления, изгнания бесов, воскрешение из мертвых, дары прозорливости – пророческие, творились немалые чудеса и знамения для народа израильского, – и всё это делала благодать Божия.
Значит действия Благодати, дары, бывают различные: чудотворения, прозорливости, исцеления, просвещения, и т. д. – Эти все действия Благодати могут быть и вне Церкви.
Благодать может призывать (призывающее действие) и касаться любого человека, — язычника, атеиста и даже сатаниста, затрагивая его сердце, совесть, добрые чувства. Бывает так: что-то было совершенно непонятно, и вдруг, – открылось, стало ясно. Так может содействовать Благодать, призывая на путь спасения. Потому что Господь, по благости Своей, всех старается призывать, чтобы привести к покаянию.
Когда говорят о Благодати Таинств, то речь идет о Благодати спасительной. Так и об истинности Церкви: только тогда Она благодатна, когда в Таинствах Ее подается спасительная Благодать.
Говорят, возражают: «Как это в Московской Патриархии и подобных ей, отступивших от чистоты православия церквях, нет Благодати?» Ведь там и прозорливость есть, и исцеления, и чудеса, и иконы мироточат. Но на это можно сказать, что и в секте богородичников, как они о себе пишут (журнал «Вестник богоцивилизации», апрель 2002г.), около 2000 икон, распятий, четок и т. п. мироточат – больше, чем где-либо. А также у всякого рода протестантов великое множество чудес и исцелений и изгнания бесов. Да и у многих язычников, к примеру, у индусских йогов или у буддистов, есть обилие, подчас, поразительных, чудес.
И если судить об истинности Церкви по мироточению икон, то секта богородичников – самая православная и истинная церковь, а если по чудесам, – то самая истинная церковь – протестанты или какие-нибудь язычники.
Никакие чудеса не являются критерием в определении благодатности, истинности Церкви, а особенно в наше время. В наше время много чудес творится не только у православных, но и во всяких других религиях и сектах. Все различные чудеса могут быть и вне Церкви. Особенно в наше время! опасно доверять чудесам, ибо через них может действовать и дьявол, чтобы увести людей от пути Истины.