Некоторые определяют истинность крещения, по полному вычитыванию и совершению всего обряда, всех молитв, не обращая внимания на то, в истинной или не в истинной Церкви оно совершается. Но это уже, как мы выше рассмотрели, чисто магическо-механическое отношение к Таинству. Или же говорят: МП тоже Церковь Соборная и Апостольская. Но это, к сожалению, только название, а Соборность, т. е. Истину она уже потеряла. Для решения этого вопроса, необходимо иметь правильное понятие о том, что такое Соборность.
И одно название «Соборная», любой отступившей от Истины (что значит от Соборности) церковной организации, не делает ее Церковью Соборною. И потому, общее положение таково: церковная организация, отступившая от духа Истины, – не имеет спасительной Благодати и не может Ее подать в Таинстве крещения, несмотря на правильно совершённую форму обряда.
Еретики ариане тоже правильно соблюдали троекратное погружение в обряде крещения и внешне произносили те же самые слова, но вот как рассуждает о них свт. Афанасий Александрийский:
«Если тайноводство [крещение] преподается во имя Отца и Сына, они же не именуют истинного Отца, отрицая Сущего от Него и подобного Ему по сущности, отрицают и истинного Сына, именуют же иного, по собственному их вымышлению, сотворенного из несущих, то не совершенно ли пусто и бесполезно преподаваемое ими крещение, имеющее только мнимый вид, в действительности же ни мало не вспомоществующее благочестию?
Ариане преподают крещение не во Отца и Сына, но в Творца и в Тварь, в Создателя и в произведение. Как иное есть тварь и иное Сын, так и крещение мнимо ими преподаваемое, есть иное и не истинное, хотя наружно произносят они, по написанному, имя Отца и Сына.
Не тот преподает, кто говорит только: Господи! Но кто с этим именем и соединяет правую веру. Посему и Спаситель не просто заповедал крестить, но говорит прежде: научите; а потом уже: крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19), чтобы от научения произошла правая вера, а с верою соединялось тайноводство крещения.
И другие многие ереси, произнося только имена, но мудрствуя неправо, а потому, как сказано, не имея здравой веры, бесполезною имеют преподаваемую ими воду как скудную благочестием; почему окропляемый [крещаемый] ими боле осквернится нечестием, нежели омывается…
Мудрствующие по ариеву, хотя читают написанное и произносят имена, но вводят в обман принимающих от них крещение: потому что сами нечестивее прочих еретиков и постепенно преуспевают пред ними в нечестии. Принимая по-видимому, крещение во имя несущего, ничего не примут они» (т. 2, «На ариан слово второе», гл. 42, 43).
Господь совершает Таинство не за правильно совершённую, в точности исполненную форму обряда, а за правую веру, в Церкви истинной (соборной), в действительности, но не по названию, – в той церковной организации, где есть правильно-проходимая борьба со страстями, направленная на воспитание верных душевных чувств и приобретение истинных плодов духа. А где этого нет, то как говорит свт. Афанасий: «Произносят имена, но вводят в обман принимающих от них крещение».
Если человеку дать Благодать, а он к этому не готов, то он Ее потопчет и соделает этим самый большой грех – грех святотатства. И так как в лжецеркви не может быть условий к принятию Благодати и сохранению ее, по причине отсутствия правильно-проходимой борьбы со страстями и внутренней духовной жизни, то Господь Ее и не подает. И в этом – милость Божия.
Сам обряд крещения не всегда был таким, как сейчас, уже впоследствии много молитв добавилось. Но нельзя же сказать, что тогда крещение было неистинным, а сейчас истинное. Существенное, во внешнем обряде Таинства Крещения, – это крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа – было всегда. Обычно это было троекратное погружение, но и в этом, в экстремальных условиях, в виде исключения было отступление. Но всегда оно совершалось во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ведь главное в Таинстве не совершенная внешняя форма молитв или действий, а получение спасительной Благодати. Разбойник, висевший по правую сторону от Христа, не принимал внешний обряд крещения, а первым попал в рай, первым получил спасительную Благодать в момент смерти. Так и многие мученики за Христа были крещены без какого-либо внешнего обряда – т.е. крестились своим произволением. Получали они эту Благодать через посредство мученической смерти за Христа.
Дар Божественной спасительной благодати излит Богом на все человечество. И цель истинной церковной организации, – которая через правильно-проходимую борьбу со страстями и внутреннюю духовную жизнь хранит этот дар Благодати, а отсюда и правую веру, а потому и являет собою Церковь на земле, – состоит в том, чтобы содействовать всем людям на земле, в восприятии этого дара Божественной благодати. Это совершается через приобщение всех людей к правильно-проходимой борьбе со страстями, которая и содействует воспитанию верных душевных чувств, спасительного настроя души, исполнению заповедей Божиих. Такой душевный настрой и привлекает к себе этот дар Божественной спасительной благодати.