Аноним: Я сталкиваюсь с обилием информации, в религиозных вопросах. Но она настолько противоречива, что не знаешь, где правда?
О.Серафим: Хотя бы вы и имели все внешние познания, но все равно вы будете руководствоваться внутренним ощущением. Только его можно не признавать, ссылаясь на какую-то внешнюю информацию. Но эта внешняя информация-знание все равно будет вызывать в вас какие-либо чувства и ощущения. И вы на них будете основывать ваш жизненный выбор. Ибо человек не может быть без ощущения каких-либо чувств, разве только когда потеряет сознание, или в глубоком сне.
И в конечном итоге, вы придете к тому, что кому-то или чему-то поверите, и это изберете для себя. И в основе вашего выбора встанут не знания, а вера-доверие. Так как из всей информации-знания, что вы будете узнавать, вы чему-то поверите, а чему-то нет. И это будет основываться не на знании, а на чувстве веры. Так как всю информацию, о тех или иных людях и обстоятельствах, вы не можете проверить точно. Тем более, когда прошли уже века. И тогда понадобится вера-доверие. И никто, никуда от этого не уйдет, ибо в этом проявляется природа естества человеческого. И даже если вы никому не будете верить, то значит будете верить себе или тому, что вы считаете правильным. И от этого никуда не деться. Ибо в этом проявляется наше естество.
В принципе, в основе любой вашей веры будет стоять вера тому, что ваш разум признает разумным и подходящим для вас. То есть, в основе всего этого будет стоять ваше душевное вИдение. В этом – проявление природы естества человеческого. И от этого никто, никуда деться не может. И грех здесь не в самом по себе вИдении, по природе, а в примеси духа самости (первородного греха), который примешивается к душевному вИдению, искажает и омрачает его.
Разрывание сочувствия к духу самости и гордыни, – во искушениях в личной жизни, каждый день, – в процессе борьбы со своими страстями, очищает вИдение нашего духа, и тогда душевное око становится боле чистым и правильным. В основании всего этого стоит чувство веры, свободное от примеси духа самости, в той или иной степени, в зависимости от чистоты чувств. Достигается все это практическим путем в личной жизни, в процессе борьбы со своими страстями и воспитания истинных добродетелей, по дару благодати Божией.