Аноним: В заявлении Священного Синода от 20 марта 1980 года говорится следующее: Труды в экуменической сфере, их развитие и углубление также должны оставаться в центре внимания нашей Церкви. И, в частности, богословские диалоги с неправославными Церквами имеют целью стремление к достижению единства… Мы полагаем необходимым продолжать углублять эти диалоги… Мы считаем необходимым дальнейшее углубление участия Православной Церкви в текущей деятельности ВСЦ, а также Конференции Европейских Церквей[11]
На Архиерейском Соборе РПЦ МП под председательством Святейшего Патриарха Алексия II в 2000 году были приняты «Основные принципы отношения к инославию», в которых сказано, что[12]: Православная церковь не может принять тезис о том, что, несмотря на исторические разделения, принципиальное, глубинное единство христиан якобы нарушено не было и что Церковь должна пониматься совпадающей со всем „христианским миром, что христианское единство якобы существует поверх деноминационных барьеров» (II. 4), «совершенно неприемлема и связанная с вышеизложенной концепцией так называемая „теория ветвей, утверждающая нормальность и даже провиденциальность существования христианства в виде отдельных „ветвей» (II. 5), «Православная церковь не может признавать „равенство деноминаций. Отпавшие от Церкви не могут быть воссоединены с ней в том состоянии, в каком находятся ныне, имеющиеся догматические расхождения должны быть преодолены, а не просто обойдены».
Однако, засвидетельствовав таким образом несогласие с протестантской «теорией ветвей», «Основные принципы» подчеркнули позитивную цель экуменического движения: Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17, 21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной Церкви на всех уровнях ее бытия[13].
Безразличие по отношению к этой задаче или отвержение ее является грехом против заповеди Божией о единстве. По словам святителя Василия Великого, «искренно и истинно работающим для Господа надо о том единственно прилагать старание, чтобы привести опять к единству Церкви, так многочастно между собой разделенные[14].
При этом отношение РПЦ к экуменическому движению (как отмечено в специальном приложении) формулируется следующим образом: «важнейшая цель православного участия в экуменическом движении всегда состояла и должна состоять в будущем в том, чтобы нести свидетельство о вероучении и кафолическом предании Церкви, и в первую очередь истину о единстве Церкви, как оно осуществляется в жизни Поместных православных церквей». Членство РПЦ во Всемирном Совете Церквей, говорится далее, не означает признания его церковной реальностью самого по себе: «Духовная ценность и значимость ВСЦ обуславливается готовностью и стремлением членов ВСЦ слышать и отвечать на свидетельство кафолической Истины».
О.Серафим: Это если закрыть глаза на всю остальную экуменическую деятельность.
Да и что они там свидетельствовали? Ничего! На протяжении всего периода времени, на экуменических встречах принимались те или иные общие документы веры, которые были приемлемы для всех, в том числе и для язычников. И все их подписывали, выражая свое согласие, в том числе и Московская Патриархия (МП). И так было постоянно, начиная с 1962г.
Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), в своем вероисповедании, всех принадлежащих к нему называет одной единой церковью. И где МП воспротивилась этому, и покинула эту церковь, считая что это не так? Ни где.
«Когда делались первые шаги по организации этого движения, многие из наших стали принимать участие в его конференциях по инициативе Константинопольского Патриархата. Тогда это не вызывало опасений даже у горячих ревнителей Православия. Им представлялось, что не может Церковь потерпеть никакого ущерба от того, что ее представители явятся в кругу ищущих истины протестантов разных толков с тем, чтобы их разнообразным заблуждениям противопоставить истину Православия. Подобное участие в интерконфессиональных собраниях носило бы миссионерский характер.
Такая позиция, хотя и не всегда последовательно, до известной степени была выдержана еще на Эванстонском Общем Собрании Мирового совета Церквей в 1954 г. Православные делегаты там общим голосом откровенно заявили, что постановления этого Собрания так далеки от нашего учения о Церкви, что им ни в какой степени невозможно участвовать в них наряду со всеми другими. Вместо того они высказали учение Православной Церкви в особых заявлениях.
Заявления эти были настолько определенными, что, в сущности, должны были бы при известной последовательности привести к заключению, что православные не могут оставаться членами Мирового Совета Церквей на общих основаниях.
Протестанты могли бы сказать им: если вы не разделяете наших основных положений, зачем вы с нами? Нам известно, что в частных беседах некоторые из них так и говорили, но на собраниях этого высказано не было. Т. е. православные остались членами организации, чужеродность которой они только что сами ярко обрисовали.
Но что же мы видим теперь?
Всеправославное совещание в Женеве, в июне 1968 г., пошло по иному пути. Оно высказало «общее желание Православной Церкви быть органическим членом Всемирного Совета Церквей». Об этом Святейший Патриарх Афинагор сообщил означенному Совету особым посланием от 30 июня 1968 г. Никаких оговорок, никакого упоминания о миссионерских целях не было сделано ни в том, ни в другом случае…
Если Православные Церкви входят в Совет Церквей органически, то все с нею… Если первоначально их представители являлись участниками экуменических собраний для свидетельства истины, выполняя как бы миссионерское служение среди чуждых Православию исповеданий, то теперь они смешались с ними, и потому каждый из нас имеет основание утверждать, что сказанное в Упсале — сказано и участвующими там Православными Церквами в лице их делегатов. Увы, это сказано от имени всей Православной Церкви…
После Собрания Мирового Совета Церквей в Нью-Дели православные делегаты уже не делают отдельных заявлений, а сливаются в одну массу с протестантскими исповеданиями.
Все постановления Упсальского Собрания сделаны от имени Церкви, которая всегда упоминается в единственном числе… Между тем, от имени этого разнообразного собрания представителей всех возможных ересей Упсальское собрание все время заявляет: Церковь учит, Церковь делает то, Церковь делает другое… Если бы вероучительным постановлением предпосылались слова, указывающие на то, что часть Церкви учит так, а другая иначе, и особо было засвидетельствовано подлинное учение Православной Церкви — то это отвечало бы действительности. Но этого нет, и от лица разнообразных исповеданий говорится: «Церковь учит».
Это уже само по себе есть исповедание протестантского учения о Церкви, как включающей в себя всех, называющих себя христианами, хотя бы они и не имели общения между собою. Между тем, не принимая этого учения, невозможно быть органическим членом Совета Церквей, ибо на нем основывается вся идеология этой организации…
Экуменизм делает Совет Церквей таким обществом, в котором с лаодикийским равнодушием к истине каждый член признает заблуждающимся и себя, и других, заботясь только о том, чтобы найти приемлемые для всех формулы» («Скорбные послания», митр.Филарета (Вознесенского), РПЦЗ, 1969г).
Как видим, Всемирный Совет Церквей считает, называет и исповедует себя церковью, в своих решениях и заявлениях, в своих основных положениях, которые являются вероучением этой единой мировой церкви. И членом этой церкви является Московская Патриархия, уже 50 лет.
Да и где Московская Патриархия на экуменических встречах, в своих программных заявлениях во Всемирном Совете Церквей (ВСЦ), на весь бы мир заявляла о том, что она тут чисто в миссионерских целях, для проповеди православия, но не для принятия всяких постановлений, на этих экуменических встречах, которые противоречат православному учению? Ничего этого нет! Это только своей пастве они говорят о том, что они там только с миссионерскими целями. И делается это для того, чтобы обмануть духовно-слепой народ, так как в реальности ничего этого нет.
Если бы Московская Патриархия постоянно в своих заявлениях в ВСЦ, на экуменических встречах, на протяжении всех лет, сколько она является членом ВСЦ и участвует в экуменических встречах, говорила о том, что она тут чисто в миссионерских целях и проповедовала бы православное учение, отвергая те или иные ереси, которыми наполнены заявления, решения, постановления и основные положения Всемирного Совета Церквей, то она бы давно уже не была членом ВСЦ, и ей бы нечего было делать на экуменических встречах, так как их бы никто не слушал, и им бы не предоставляли слова. Потому что Всемирный Совет Церквей существует не для того, чтобы обрести Истину, и с этою мол целью ищет ее в разных религиозных верованиях. Нет. Ничего этого нет. Ни где об этом они даже и не заявляют. Наоборот, они говорят о том, что они уже все знают, и всех других учат тому как надо правильно веровать, принимая основные положения, решения и заявления, в которых выражено их вероучение, выражающее те или иные ложные еретические понятия. И выходит, что православная истина им не нужна.
Да и разве кто-то из членов ВСЦ, – различные протестанты, католики, харизматы, всеразличные сектанты, язычники и т. д., и т. п. – являются его членами с тою целью, что они хотят узнать Истину? Абсолютно нет! Они там только с тою целью, что хотят создать одну единую мировую церковь, под предлогом всеобщей любви, которая в реальности есть душевное сладострастие, дух антихристов. Для этого их туда и привлекли, и именно для этого они и стали членами ВСЦ, этой единой мировой церкви.
Всемирный Совет Церквей существует только с тою целью, чтобы объединить все религии в одну единую мировую религию, путем объединения всех религиозных организаций, во Всемирном Совете Церквей, под одного главу, которым в конечном итоге будет антихрист. При этом, оставляя всех членов ВСЦ со своими обрядами и традициями. Для этого они и собираются; и только с этой целью и существует Всемирный Совет Церквей, который выдает себя за церковь. То есть, есть церкви, которые называются православная, католическая, лютеранская и т. д., а эта единая мировая церковь просто носит другое название, – Всемирный Совет Церквей. И у этой церкви, под названием Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), есть свое вероучение, которое она выражает в своих основных положениях, решениях и заявлениях, на экуменических встречах и съездах. А все церковные организации, которые входят в ВСЦ, просто являются членами этой церкви, которая позиционирует себя, как единая мировая церковь.
А Московская Патриархия обманывает свою паству, что мол у ВСЦ очень благие и добрые цели, и что МП там только миссионерствует, проповедуя на экуменических встречах, всем там находящимся, православное учение, и все их слушают, уже 50 лет, внимая православному учению на всех экуменических встречах, когда выступают православные. Ведь это самое настоящее лукавство и обман, так как ничего этого нет. А вместо этого есть то, что православные участники говорят обтекаемые формы, которые подходят «и нашим и вашим», подписываются под всеми еретическими постановлениями и решениями, которые принимаются на этих экуменических встречах, продолжая оставаться членом этой единой мировой церкви ВСЦ, уже 50 лет.
***
Эти вышеприводимые заявление синода Московской Патриархии в 1980г., и в 2000г. были сделаны только для возмущавшейся паствы, чтобы им заткнуть рот. И они только и остались для паствы, а в реальности, – как Московская Патриархия (МП) продолжала свое участие в Всемирном Совете Церквей (ВСЦ), который считает себя единой церковью, так и до сих пор продолжает оставаться членом этой церкви, под названием ВСЦ. При чем решение 2000г. было принято только по одной причине, что тогда многие возмущались всей этой экуменической деятельностью МП и покидали ее. В том числе, в МП началась кампания по затягиванию паствы Русской Православной Зарубежной Церкви (РПЦЗ) в Московскую Патриархию, так как вся иерархия РПЦЗ, за единичными исключениями, к этому соединению уже была готова. И ради всего этого и было принято это решение 2000г. (как чисто политический ход), которое осталось только лишь на бумаге. А в реальности как было, так и осталось участие в ВСЦ, в экуменическом движении, цель которого не православием просветиться, а просто соединить всех вместе, в одну единую мировую церковь ВСЦ, сделав обтекаемые положения, приемлемые для всех. Этим они и занимаются на богословских заседаниях, за круглым столом, – размывают грани между истиной и ложью, да так, чтобы этого никто не увидел. Да и сама иерархия МП давным-давно, еще с самого начала, готова была соединиться со всеми. Проблема только в пастве, которая к этому не готова. Поэтому, для «замазывания глаз» пастве и делаются подобные заявления. Чтобы когда паства начинает возмущаться реальной экуменической деятельностью МП, что они делают, то ей бы затыкали рот ссылками на заявления, которые и были сделаны только для паствы, но не для общей деятельности и направления в политике Московской Патриархии. Ибо в реальности, все как было, так и остается.
Эти заявления точно такие же, как патр.Алексий II, однажды, типа покаялся в сергианстве, – что было сделано тоже как политический трюк, чтобы люди не покидали МП, и чтобы постепенно присоединить Русскую Зарубежную Церковь к МП. А при этом, на деле, сама МП как продолжала свое сергианство, так и до сих пор продолжает. Но зато всем духовным слепцам затыкают рот воспоминанием о том, что когда-то Алексий II, в 1990-х, типа покаялся. Но больше-то не было никаких покаяний и осуждений сергианства. А все наоборот, – вся деятельность МП, до сих пор, чисто сергианская, слияние с властью по духу антихристовой и покрывание всех ее злодеяний. Так можно принимать любые единичные решения и постановления для паствы, но в реальной деятельности, все делать совершенно наоборот. И тогда всем таким заявлениям и решениям – грош цена. Московская Патриархия делает то же самое, что и современная власть: для отвода глаз принимает единичные заявления и решения, которые как бы правильные, но делает все совершенно наоборот.
Точно так же, если кругом постоянно все обвиняют МП в экуменизме, то это не на пустом месте берется. Тем более, что деятельность-то МП в этой экуменической церкви, под названием ВСЦ, совершенно противоречит этим заявлениям. Если бы деятельность МП соответствовала тому, что она заявила однажды в 1980г., и в 2000г., то она бы постоянно это провозглашала. И давно бы покинула эту одну единую экуменическую мировую церковь ВСЦ, видя то, что там никто не собирается принимать никакого православия. Но этого ничего не было и нет.
Русская Православная Зарубежная Церковь в 1950-х тоже отправляла своих наблюдателей на первые встречи, еще только начинавшегося ВСЦ. Это было два или три раза. Так как, когда РПЦЗ (того периода времени) убедилась, что на этих экуменических встречах совсем политика иная, и там никто не собирается слушать православное учение и его принимать, тогда они и покинули этот только начинавшийся ВСЦ. А Московская Патриархия продолжает до сего дня. Почему? Потому что у них иная политика, — это создавать общие документы, которые бы подходили «и нашим и вашим». А народ они обманывают, говоря, что мы, мол, просто свидетельствуем о православии. И духовные слепцы ловятся на эту уловку, посредством которой лукаво прикрывается эта деятельность МП. А православные делегации, в том числе и Московской Патриархии, в это время доходят до того, что служат литургии на экуменических встречах, даже с язычниками. Патр.Кирилл, в 1980-90-х годах, участвовал в таких литургиях, устанавливал языческого индейского идола, в Ванкувере.
Неужели так все одурачены и думают о том, что Московская Патриархия на этих экуменических встречах и заседаниях, начиная с 1962г., пытается обратить в православие протестантов, католиков, мусульман, лютеран, англикан, харизматов, всеразличных сектантов и язычников!? Неужели не видать того, что на протяжении 50-ти лет, участия МП в ВСЦ, никаких там обращений в православие и постоянного свидетельства Московской Патриархией, в своих заявлениях и выступлениях, о своем православии перед ВСЦ не происходит!? Неужели не было бы видно, после нескольких участий в экуменических встречах ВСЦ, того, что там это никому не нужно!? Но дело-то в том, что это ненужно и самой МП, так как она этим там и не занимается.
Это только паства, когда начинает возмущаться тем беспределом, которое творит иерархия МП, тогда эта иерархия, и ее защитники, говорят своей духовно ослепшей пастве, что они, мол, там миссионерствуют. И говорят они об этом только с тою целью, чтобы заткнуть всем рот, под всякими лукавыми благовидными предлогами, приводимыми не к месту, не к времени. – Чтобы паства продолжала оставаться в этой духовной слепоте, закрывая глаза на саму деятельность Московской Патриархии. То есть, иерархия МП занимается тем, что размывает грани между ложью и истинной, между тьмой и светом, между добром и злом, а своей пастве внушает, в это время, что она творит добродетель, заботится о спасении других душ, миссионерствует. Это лукавое лукавство, бесовский обман, направленный на заражение всех духом антихристовым, который и образует в душах человеческих эту духовную слепоту.
Нужно понимать, что это лицемеры и обманщики, которые будут врать, изворачиваться, на все лады и манеры, чтобы всех обмануть и «запудрить всем мозги». Так они постоянно и делают. Тут нужно постоянно помнить, что это лжецы, обманщики и лицемеры, носящие маски внешней праведности и благочестия. Это лицемеры, «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:5). От «таковых», говорит ап.Павел, «удаляйся» (2Тим.3:5).
Вот оно самим делом исполняется то, о чем предрекал свт.Игнатий Брянчанинов: «Убойся лицемерства, во-первых, в себе самом, потом – в других: убойся именно потому, что оно – в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение… Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и бессознательно в направлении его, прикрывающих служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям» (т.6. «Отечник», Заключение).
Вот этим лицемерием и заражена вся иерархия Московской Патриархии. Поэтому, они творят нечестие, а затем, когда их спрашивают об этом, – они всех обманывают, пытаясь выдать это все за благочестие, под всякими благовидными предлогами, лукаво приводимыми не к месту, не к времени. И основная масса народа этого лицемерия не видит, и ведется на весь этот обман по той причине, что люди сами точно так же заражены лицемерием, через посредство видимости благочестия, по причине всеобщей духовной прелести и самообольщения, и исходящей из этого духовной слепоты. Так происходит потому, что отсутствует правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь, законное подвизание, в борьбе со своими страстями, нет любви к правде и истине. В этом и причина успеха всего этого лицемерного обмана и увлечения всех по пути иллюзии и самообольщения.
Христианин, убойся лицемерия иерархии Московской Патриархии, так как она свое «служение миру», – по слову свт.Игнатия Брянчанинова, о лицемерах последних времен, – прикрывает «служением Богу»; свое «искательство временных благ», лукаво прикрывает «искательством благ вечных»; и создавая иллюзию благочестия, таким образом, «личиною святости» стараются всячески прикрыть «порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.6. «Отечник», Заключение).
Лицемерие – это и есть характерная черта человеческого общества последних времен, и христианства, утратившего дух Христов, истинные плоды духа. Христианин!, «убойся лицемерства… именно потому, что оно – в характере времени» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.6. «Отечник», Заключение). И от «таковых» лицемерных служителей, имеющих «вид благочестия, силы же его», отрекшихся, – каковыми является и иерархия Московской Патриархии, – как говорит ап.Павел, «удаляйся» (2Тим.3:5), чтобы не идти по пути погибели, вместе с ними, и не погибнуть.