Таинство – это дар Божественной благодати, который невидимым образом подается Богом душе человека. Обычно это бывает при совершении внешнего священнодействия, которое сопровождает Таинство.
Божественная благодать по своей природе не материальна и, будучи действием Самого Бога, не находится в зависимости от епископа или священника или от внешне-совершаемых ими материальных свяшеннодействий, при совершении Таинств: “Дух дышит, где хочет” (Иоан.3:8).
Таинство (дар Благодати) подается нашей душе, которая по природе есть дух. Оно ощущается в нашей душе, через посредство душевных чувств и ощущений; а через душу отражается и в нашем теле, через посредство телесных чувств и ощущений.
Внешнее священнодействие и само Таинство – это не одно и тоже. Таинство, невидимое подаяние дара Благодати, совершает Бог; а внешнее священнодействие совершает человек, священное лицо. Внешнее священнодействие есть как бы внешнее средство, через посредство которого и подается таинственно дар Благодати Богом. Но подается этот дар Благодати (т.е. совершается Таинство) Богом не безусловно, а под условием. – И этим условием для совершения Таинства Богом является дух сокрушенный и смиренный перед Богом, милостивый и незлобивый, стоящий на пути правды и истины, т.е. верный, добродетельный душевный настрой у приступающих к Таинству. Соответственно, если это условие не исполняется, то Таинство не совершается, и дар Благодати Богом не подается.
При нормальных, внешне-благоприятных обстоятельствах Таинство совершается Богом обычным внешним порядком, общим для всех, т.е. через посредство внешнего священнодействия, совершаемого священным лицом, епископом или священником, которые при этом только лишь внешне священнодействуют.
Но не через всех епископов и священников Господь совершает Таинства. А только там, и в тех случаях, где люди, приступающие к Таинствам, способны по настрою своего духа к восприятию Таинств. По общему же положению – это есть только там, в тех церковных организациях или общинах, где есть правильно-проходимая борьба со страстями, стояние на пути правды и истины. Поэтому, должны быть такие духовные наставники, которые могут содействовать в воспитании верного душевного настроя, через посредство научения правильно-проходимой борьбе со страстями; чтобы таким образом люди, по настрою своего духа, становились способными к восприятию Таинств.
И когда соблюдаются эти условия, тогда Бог для таковых людей совершает Таинства. И в такой церковной организации или общине Таинства являются спасительными и благодатными.
Там где нет правильно-проходимой борьбы со страстями, стояния на пути правды и истины, – Таинства (внешние священнодействия, которые сопровождают Таинства) неспасительны и безблагодатны; а где есть правильно-проходимая борьба со страстями, хранится путь правды и истины, – там Таинства спасительны и благодатны.
Благоприятными внешними обстоятельствами являются такие обстоятельства, при которых можно в настрое своего духа сохранять чистоту своей совести и верность Духу Божию, при принятии Таинств от священного лица (епископа или священника). То есть, когда после принятия Таинства, тебя и в дальнейшем могут научать и наставлять правильно-проходимой борьбе со страстями, направленной на приобретение чистоты чувств, хранения совести и верности духу Божию. Но если нет таких внешних условий, то Таинства не совершаются обычным внешним порядком.
В таком случае, при таких внешне-неблагоприятных обстоятельствах, дар Благодати Таинств подается Богом непосредственно душам тех людей, которые не идут путем топтания и сжигания своей совести, путем духа самости и гордыни (по отношению к Богу), а сохраняют чистоту своей совести и верность Духу Божию, через посредство правильно-проходимой борьбы со страстями и стояния на пути правды и истины. – Тогда Бог Сам подает дар благодати Таинств непосредственно душам тех людей, которые воспитывают и хранят такой настрой духа.
Но если появляется внешне-благоприятная возможность приступить к Таинству, через посредство внешнего священнодействия, сохраняя чистоту своей совести и верность Духу Божию, тогда можно следовать общему порядку.
Итак, главное, – это воспитание правого, верного и спасительного настроя души, сохранение чистоты своей совести и верность духу Божию, через посредство правильно-проходимой борьбы со страстями и сохранения пути правды и истины. – Это превыше всего, и без этого спастись невозможно. Спасительность или погибельность всего остального зависит от этого. И когда все остальное, – церковная организация, внешние символы и священнодействия, сопровождающие Таинства, иерархия, священство, – поставляются превыше всего этого, тогда все эти внешние средства превращаются в обрядоверие, магию и богохульство, которые прикрыты ризами церковными. Так образуется религия антихристова, в сердцах и душах человеческих, пытающаяся прикрыться одеждами истины. Чтобы, таким образом, обман, подлог и бесовские обольщения были трудно различимыми и более содействовали погибели душ человеческих.
Богослужение, Таинства – это все средства, которые действуют под условием; и сами по себе не могут спасать человека. Условия для действования этих средств спасительно для души, – это воспитание верного, спасительного настроя духа, через посредство правильно-проходимой борьбы со своими страстями и стояния на пути правды и истины. И если нет воспитания правильного и добродетельного настроя духа каждый день, во искушениях с ближними, на работе и дома, тогда все эти внешние средства превращаются в формальность. А отношение к ним становится чисто механическо-магическим. И тогда все эти средства, наоборот, содействуют воспитанию духа фарисейского, лицемерного, который является погибельным для души.