О.Серафим: Главными и существенными признаками Церкви на земле являются плоды духа, истинные добродетели, о которых говорит ап.Павел в послании 1Кор.13:4–7, и правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь, в борьбе со своими страстями, посредством которой и приобретаются эти плоды духа, необходимые для спасения. Эти признаки являются безусловными, так как без них не может быть Церкви, души человеческие не могут приходить к спасению.
Эти главные и существенные признаки Церкви приобретаются при помощи даров, которые содействуют этому правильному прохождению внутренней духовной жизни, в борьбе со своими страстями, направленной на приобретение истинных добродетелей. Этими дарами являются: дар наставления на путь спасения, на путь правильно-проходимой борьбы со страстями, дар врачевания от страстей, дар духовного рассуждения. Этими дарами должны обладать духовные наставники, направляющие людей к спасению. Все эти дары и являются свидетельством истинной Церкви на земле, дарами спасительной Благодати.
«Невидимые благодатные дары, несравненно высшие видимых, как, например, дар руководить души ко спасению и врачевать их от страстей, не понимаются и не примечаются миром; он не только не прославляет служителей Божиих, имеющих эти дары, но и гонит их» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Беседа в понедельник 29-й недели).
Второстепенными, несущественными признаками Церкви являются: церковная организация, священство и внешняя возможность совершения Таинств. Эти признаки являются условными, так как они зависят от внешних условий и жизненных обстоятельств. То есть, для того, чтобы Церковь имела эти признаки, для этого необходимы определенные условия, благоприятные для сохранения этих признаков. Но все эти признаки становятся ничтожными и не имеющими смысла, при отсутствии главных и существенных признаков Церкви, то есть, при отсутствии правильно-проходимой борьбы со страстями, и произрастающих из нее истинных добродетелей.
Поэтому, спасительность второстепенных признаков Церкви зависит от наличия главных признаков. И там, где нет главных признаков Церкви, значит там спасение души невозможно. В таком случае, второстепенные признаки начинают содействовать не спасению души, а ее погибели.
Когда человек найдет для себя правильную церковную организацию, которую он считает за Церковь, и присоединится к ней, то что дальше? – Дальше, он там будет искать духовных наставников, – тех, кто бы его смог научать и наставлять, как правильно проходить свою внутреннюю духовную жизнь, в борьбе со своими страстями. В итоге, все дело у него сведётся к каким-то конкретным лицам, которые, как он будет считать, духовные, т.е. живут по настрою духа в Церкви, в Божественной благодати, и могут содействовать ему в воспитании спасительного и добродетельного настроя души. У них он и будет спрашивать совета о том, как ему при современных исторических условиях, в тех или иных обстоятельствах его личной жизни, непосредственно жить в Церкви, спасать свою душу. А эта жизнь в Церкви возможна только через воспитание правильного настроя души. Значит кто-то должен его наставлять и научать правильно-проходимой борьбе со страстями, направленной на приобретение добродетельных душевных чувств, и воспитание плодов духа, истинных добродетелей. И только при этом условии, Таинства, которые он будет принимать, пойдут ему на пользу, во спасение.
Или же он должен делать всё это же самое, сам, лично, без всяких наставников. То есть, хоть с наставником или без наставника, но суть остается та же самая, – научиться жить в Церкви, спасти свою душу. А это возможно только через правильно-проходимую борьбу со страстями и воспитание истинных добродетелей.
Там где есть и сохраняются главные и существенные признаки Церкви, там живет и проявляет себя Церковь Христова на земле, – там и есть Церковь, спасительная благодать Духа Божия, сошедшая в День святой пятидесятницы на апостолов, там и есть спасение душ в жизнь вечную.
Итак, главное и существенное без чего нет спасения, – это приобретение и сохранение главных признаков Церкви.
Второстепенные признаки Церкви тоже надо стараться сохранять, в той степени насколько это возможно, но только если для этого благоприятствуют внешние условия и жизненные обстоятельства, если это не идет во вред главным признакам Церкви. Но если в ту или иную эпоху, времена, в различной местности на земле, являются такие внешние условия и жизненные обстоятельства, при которых встает выбор между главными и второстепенными признаками Церкви, то надо жертвовать второстепенными признаками, стараясь сохранить главные признаки, без которых нет спасения души, нет Церкви.
Второстепенные признаки, – церковная организация, священство, иерархия и внешняя возможность совершения Таинств, – являются средствами для воспитания главных признаков Церкви. Но если они этому не содействуют, то они теряют свое предназначение, и не имеют никакого смысла. Как об этом сказал Христос: «Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее» (Лук.14:34,35).
Человек спасается не тем, что он внешне принадлежит к церковной организации, которую он воспринимает за правильную, и не тем, что у него есть епископы или священники, и не тем, что он имеет внешнюю возможность приступать к Таинствам. А каждый спасается только тем, что он воспитывает добродетельные душевные чувства, — душевный настрой, способный к восприятию дара Божественной и спасительной благодати.
По этой причине, в наши времена необходимо человеку искать не церковную организацию и внешнюю возможность получения Таинств, а духовных наставников, опытно прошедших и проходящих путь правильно-проходимой борьбы со страстями, имеющих дар наставления на этот путь, который и является путем спасения. Эти духовные наставники и должны содействовать ему в воспитании истинных добродетелей, составляющих настрой души, способный к восприятию дара спасительной благодати.
Итак, воспитание добродетельных душевных чувств или истинных добродетелей, через посредство правильно-проходимой борьбы со страстями, – это и есть главный признак Церкви Христовой на земле. Так как от этого зависит спасение души человека. И там где это есть, – там и подается дар спасительной Благодати, там есть Церковь Христова и спасение. А где этого нет, хотя бы там было все остальное, второстепенное, – там нет главного и существенного, без чего нет спасения, нет Церкви, как дара спасительной Благодати, сошедшей в день святой Пятидесятницы на апостолов. Ибо дар спасительной Божественной благодати, соединяется в человеке с добродетельными душевными чувствами; и таким образом человек становится членом мистического Тела Христова, Церкви (1Кор.12:27).
Поэтому, лично каждому человеку, для спасения его души, необходимо найти для себя тех духовных наставников, которые будут содействовать ему в наставлении на путь правильно-проходимой борьбы со страстями, для воспитания истинных добродетелей. То есть, будут содействовать ему в приобретении главных признаков Церкви, в его душе, в настрое его духа, в чувствах и ощущениях. Этот настрой духа и является залогом вечного спасения для души человека.
А если нет таковых духовных наставников, то самому доходить до всего этого. Ибо без воспитания и приобретения добродетельных душевных чувств, способных к восприятию дара спасения, невозможно прийти к спасению.
Здесь: О главных признаках Церкви – о плодах и свойствах истинной любви