Аноним: Почему в наше время такие каменные, холодные сердца у людей, что достучаться до них очень сложно? Почему сейчас нет таких христиан, как раньше?
О.Серафим: У современных людей нет той решимости и стремления к исполнению заповедей Божиих, что была у христиан первых времён. У них была жизнь по совести и была решимость. Была любовь к правде и истине. Они не были заражены ложным смирением, равнодушием и животным страхом. Как и сказал преп.Серафим Саровский, в беседе с Мотовиловым, что ныне нет таких христиан, потому что нет решимости. Решимости отвергаться самого себя, попирать своё самомнение и самолюбие, своё самоугодие и дух гордыни, стремясь к исполнению заповедей Божьих и удовлетворению совести. Вот этого не стало, и в этом беда.
Современные христиане не хотят разрывать сочувствие к страстям, греховным навыкам, не хотят разрывать привязанность к ложному смирению и равнодушию, по отношению к страдающим от антихристовой власти; не хотят страдать за правду, защищая слабых и бедных от злодеяний этой власти, не хотят нести скорби за проявление милосердия к страдающим от антихристовой власти. Современные христиане и весь народ, в основной своей массе, заражены ложным смирением, равнодушием и животным страхом, нет милосердия и сострадания по отношению друг к другу, вместо этого равнодушие. И когда кто-то страдает от антихристовых властей, то современные православные, христиане (за редким исключением) не заступаются за него, не обращают на это внимания. Вместо этого проявляют равнодушие по отношению к страдающим от этих властей, — «моя хата с краю, я ничего не знаю». Отсюда — немилосердие, отсутствие сострадательной любви, ожесточение сердец.
Господь всегда призывает, стучится к человеку, но в его власти воспринять или не воспринять этот зов.
Раньше у людей была решимость, которую они направляли на приобретение истинной настоящей добродетели, основывающейся на истинном смирении. А сейчас, люди направляют решимость на ревность не по разуму, на приобретение ложных добродетелей, которые основываются на душевном сладострастии, на духе самоуверенности и самонадеянности, — в итоге страсти воспринимают за добродетели. То есть отсутствует любовь к правде и истине, нет стремления к исполнению заповедей Божьих. Отсюда нет опытного ощущения и познания своей немощи, в правильно-проходимой борьбе со своими страстями, за исполнение заповедей Божиих, от чего и рождается истинное смирение. А вместо этого присутствует – дух само-утверждения, ложного смирения и душевного сладострастия. И такой «праведник, не познавший своей немощи, находится на весьма опасном пути» (т.4, письмо 14, свт.Игнатий Брянчанинов). Этот опасный путь есть путь, приводящий к духовной прелести, – это делание добродетелей, основывающееся на самостно-гордостном духе. – Это праведность, основывающаяся на самомнении, на духе самости и гордыни.
В итоге этот путь приводит к тому, что страсти воспринимаются за добродетели, — ложное смирение за истинное, душевное сладострастие за любовь, равнодушие за смирение и неосуждение. Так происходит в Московской Патриархии и во всех фарисейско-законнических церковных организациях, — страсти воспринимаются за добродетели, и наоборот. Так образуется церковь антихристова в душах и сердцах человеческих.
И это происходит по той причине, что нет истинного исполнения заповедей Божьих, нет правильно-проходимой внутренней духовной жизни.