1. /
  2. Церковь и Истина
  3. /
  4. Старый-новый стиль и спасение...

Старый-новый стиль и спасение души

Сам по себе, старый или новый стиль не влияет на спасение души человека. Пустынники вообще не праздновали всех христианских праздников, так как не имели календарей. Многие мученики, точно так же, как только уверовали во Христа, — были преданы смерти. Многие грешники, – в том числе и благоразумный разбойник, покаявшийся на кресте, – принесли, перед смертью, истинное покаяние, в духе сокрушенном и смиренном, и получили прощение от Бога. Все они не праздновали христианских праздников, ни по новому, ни по старому стилю, не исполняли никаких обрядовых законоположений, но принесли Богу дух сокрушенный и смиренный, верный настрой духа, спасительный, и за это были помилованы Богом. И при этом, они являются образцами веры, истинного покаяния и любви к Богу, для всех последующих поколений христиан.

Ведь Церковь прославляла святых не за то, что они праздновали правильно праздники и соблюдали обряды, соблюдали букву закона, а за их христианские добродетели, которые они воспитали в своих сердцах, в настрое своего духа. За их незлобие и душевную простоту, за их милосердие и сострадательную любовь, за их кротость и терпение, за их смиренный и сокрушенный дух перед Богом, за их дух любви к правде и истине. К воспитанию этого душевного настроя и призывают Библия и творения Св.Отцов. Только ради этого и существует весь богослужебный круг и христианские праздники, в том числе и старый стиль.

На воспитание верного душевного настроя, спасительного, и направлены все заповеди Господни.

Когда исчезает правильно-проходимая борьба со страстями, на основании духа сокрушенного и смиренного, то в основание духовной жизни полагается дух самоутверждения, который ищется через посредство всей внешне-церковной деятельности человека, через его внешнее благочинно-наружное поведение. Отсюда и рождаются обрядоверы, фарисеи и законники.

Человек, который воспитал глубокое сокрушение и смирение перед Богом, в настрое своего духа, не уповает и не имеет надежды на свою внешне-церковную деятельность, – на соблюдение обрядовой стороны, церковных законоположений, сохранение старого или нового стиля, на исполнение буквы закона, канонов и правил, на свое внешне-благочинное поведение и образ жительства, на свое делание и подвизание. Он ощущает себя глубоким грешником и надеется, в плане своего спасения, не на все это внешнее, а только на одну милость Божию. Человек спасается и спасён только милостью Божией: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Тит.3:5).

Когда человек, в плане своего спасения, обращает свою надежду на то, что он исполняет закон и сохраняет все внешние традиции и обряды, то таким образом он садится на дух самоутверждения, ощущения своей правильности и праведности. Так образуются фарисеи, люди старающиеся сохранить внешне-благочинную наружность и праведность, на основании духа самости и гордыни. То есть, они через соблюдение буквы закона, всех внешних традиций и обрядов, через сохранение благочинной внешней праведности, приходят в ощущение своей правильности и праведности, и на этом в духе самоутверждаются.

Поэтому-то, «Те, которые не считают себя должниками всякой Христовой заповеди, чтут закон Божий только телесно, «не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» (1Тим.1:7); а потому и думают, что они исполняют его делами» (преп.Марк Подвижник, «О духовном законе», гл.34). – То есть, они думают исполнить его внешним соблюдением буквы закона, обрядов и традиций, сохранением наружно-благочестивой праведности, которую они и воспринимают за праведность истинную, богоугодную. Но это уже изначально есть самообман, духовная прелесть, самообольщение. Ибо никто не может исполнить закон делами, соблюдением чисто внешнего благочестия!

Если бы человек мог исполнить закон делами, соблюдением внешней праведности и благочестивой наружности, то тогда не нужен был бы Христос. Вот и получается, что люди, которые в таком духе стараются исполнять закон, каноны и правила, заповеди Божьи, пытаются сохранять обрядовые законоположения и традиции, соблюдать внешне-благочестивую праведность, то они в итоге, по настрою своего духа, отвергают Христа, – он им не нужен. Он остаётся у них только на устах, только на уровне умовом, рассудочном, – они только языком и устами, на уровне умовом, рассудочном, к нему приближаются, но сердце же их, дух, будучи объят духом самости и гордыни, ощущением своей правильности и праведности, вменения себе, – далеко отстоит от Христа (Матф.15:8). В итоге они, делая всё это внешнее в законе, старясь соблюдать внешне-благочестивую праведность, заходят всё дальше и дальше в состояние духовной прелести, самообмана; становятся по духу богоборцами, противящимися Богу, в настрое своего духа.

Это и есть дух типичных фарисеев, которые распяли Христа, и, под конец времен, приведут всех к антихристу.

«Когда фарисейство усилится и созреет, овладеет душою: то плоды его – ужасны. Нет беззакония перед которым бы оно содрогнулось, на которое бы не решилось. Фарисеи осмелились похулить Святого Духа. Фарисеи осмелились назвать Сына Божия беснующимся. Фарисеи позволили себе утверждать, что вочеловечившийся Бог, пришедший на землю Спаситель, опасен для общественного благосостояния; для гражданского быта иудеев. И для чего все эти переплетенные вымыслы? Для того, чтобы под прикрытием наружной справедливости, под личиною охранения народности, законов, религии, насытить ненасытимую злобу свою кровью, принести кровь в жертву зависти и тщеславию, чтобы совершить Богоубийство. Фарисейство – страшный яд; фарисейство – ужасный душевный недуг» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл. «Фарисей»).

Оставьте комментарий