Еретики и раскольники, т.е. те, которые сидят на духе самомнения и гордыни, будучи вне Церкви, не имеют Тела Христова. – Ересь или раскол – это отпадение не от церковной организации или от большинства, а от Церкви, т.е. от Духа Божия или от мистического Тела Христова. – И потому общее положение таково, что таинства, совершаемые ими, недействительны и безблагодатны. Ибо таинства действительны и благодатны только в Церкви, Которая есть только там, где хранится Дух Божий, Тело Христово. И при обычных нормальных внешних условиях, Церковь есть только в той церковной организации, в которой есть правильно-проходимая борьба со страстями, внутренняя духовная жизнь, воспитание верных душевных чувств, истинные плоды духа, выражаемые во внешних признаках Церкви, на текущий момент времени, при определенных жизненных обстоятельствах. Еретики же и раскольники не имеют всех этих признаков Церкви, а значит и самой Церкви – Тела Христова.
И кто крестился в Московской Патриархии или в другой какой отступнической Церкви, то Благодать не сошла на того, потому что нет для этого условий, и нет условий для Ее хранения; поэтому и Ангел-Хранитель не дается – хранить нечего. Если какой храм еретики займут, то Ангел оттуда улетает. «Подлинно, как скоро введена ересь, то отлетел Ангел-Хранитель тех мест, по словам Великого Василия: и такой храм стал обыкновенным домом» (преп. Феодор Студит, «Книга правил», вопрос 3).
Старец Оптинский Анатолий предсказывал, что еретики захватят власть церковную в свои руки и всюду будут ставить своих слуг. Они не будут явно нарушать догматы, которые были приняты церковью в прежние времена, но они подменят саму Церковь, поэтому подмену эту заметят немногие. А монахи по монастырям будут надеяться, что Господь их помилует за то, что они сохранят обитель. Но не думают они о том, что вместе с входом ереси в обитель, покинет ее Благодать.
Если брать в общем, то все крещения в Московской Патриархии – фикция. Не совершается там Таинство, хотя и совершается внешне обряд.
Общее положение таково, что не подается Благодать вне истинной Церкви, потому что уже заранее известно, что в лже-церкви нет никаких условий к Ее хранению: никто там не научит и не наставит как Ее сохранить. И если к получению Ее нет условий, то и не может вне истинной Церкви человек быть действительно готовым Ее принять. Таково общее положение, хотя могут быть и исключения, по отношению лично к какому-то человеку.
Таинства по учению Св.Отцов совершаются только в Церкви. А Церковь – это не церковная организация, ибо «Верую во единую… Церковь». А веровать в организацию никак нельзя. Ибо по слову ап.Павла: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»(Евр.11:1). А Церковь есть Тело Христово или: «Церковь есть единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати» (Русский богослов Алексей Хомяков).
А истинная Церковь есть там, – в тех церковных организациях, начиная с двух-трех человек («где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф.18:20)) и даже один, – где есть правильно-проходимая борьба со страстями, направленная на воспитание верных душевных чувств, истинных плодов духа. А внешне это выражается, — в ее общем пути и направлении, через сохранение верности духу Христову и не попираемой совести.
Вот где это есть – там и есть истинная Церковь, там Господь и совершает Таинства, так как есть условие для хранения и приумножения этого дара Благодати.
Некоторые, – не имея правильных понятий о Таинстве Крещения (о других Таинствах) и о Церкви, – считают, что если человек один раз крестился, хотя и в отступнической церкви, то он крещен. Но это понятие исходит из чисто магическо-механического отношения к Таинствам. И тех, кто таких крестит «второй» раз, обвиняют в нарушении десятого члена Символа веры, в хуле на Духа Святого.
Но в Символе веры перед словами «Исповедую едино крещение» есть слова девятого члена Символа веры: «Во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».
Значит, по Символу веры: вначале – «Соборная» – истинная Церковь, а потом уже в ней – только «одно крещение». Поэтому мы и веруем в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь и, в ней совершаемое, одно крещение, но не во всякое крещение правильное по форме, где бы оно не совершалось.
Собственно говоря, в Символе веры исповедуется вера в Таинство, а не во внешнюю форму, которая сопровождает Таинство. А Таинство может совершаться только там, где есть правильно-проходимая борьба со страстями и внутренняя духовная жизнь, и если человек приступает там с намерением, стремиться к этой жизни.
Католическая же Церковь учит о том, что таинство, в том числе и крещение, правильно совершенное по внешней форме, где бы и кем бы оно не совершалось, считается действительным и благодатным. Это учение было принято католическою Церковью на Тридентском Соборе. Но это уже – магия.
Главный принцип магии: внешнему действию или словам подчиненно сверхъестественное действие. Это заранее настраивает человека на дух самоуверенности, самомнения. Вот на основании духа самоуверенности, т.е. гордыни, духа самости, и совершаются все магические действия. Вера соединенная с самостью – это и есть самоуверенность.
Магическо-механическое отношение к Таинствам, возгревает дух самоуверенности, и закрывает вход в душу Божественной спасительной благодати.
Как исповедует Православная Церковь, мы с вами уже выше рассмотрели (см. выше свт.Феофана Затворника).
Десятый член Символа веры был добавлен в то время, когда христиане крестились в такой истинной Церкви, затем уходили к еретикам, а потом возвращались снова в истинную Церковь, – то вот таких второй раз и не крестили. Вот об этом и идет речь в 10-м члене Символа веры, — не надо крестить второй раз крещенных в истинной церкви, при их возвращении из ереси или раскола.
Так как крещенская Благодать, если человек уходит в раскол или ересь, не покидает душу, но источник Ее перекрывается, зарывается и Она уже не имеет спасительного действия, а действует со стороны – призывающе. Когда же человек раскаивается и возвращается в Церковь, через покаяние, то источник Благодати снова открывается. Но действует это не чисто механически, а по причине того, что дух самоуверенности, самомнения и гордыни, на основании которого и восседает ересь, закрывает вход в душу спасительной Благодати. То есть, это происходит по той причине, что изменяется душевный настрой. То же самое происходит и с теми, которые внешне пребывают в истинной церковной организации, но сидят на том же духе самомнения, самости и гордыни. Но когда этот дух самости и гордыни сокрушается, то действие Благодати вновь становится спасительным.