Чтобы принять Таинство Крещения – на самом деле, а не фиктивно – необходимо прийти в истинную Церковь, чтобы тебя там научили правильно веровать, и как принять и сохранить Благодать Таинства. Ибо и Господь заповедал – сначала научить, а потом крестить (Мф 28, 19).
Там где проходится правильная борьба со страстями, внутренняя духовная жизнь, там знают и умеют, как хранить Благодать; а значит, и тебя смогут научить. А где нет такой жизни, то как других смогут научить? В лжецеркви нет правильной внутренней духовной жизни. Ибо внутренняя духовная жизнь – это правильно-проходимая борьба со страстями, борьба за чистоту своих чувств и совести. В лжецеркви, – на совесть наступили и растоптали ее. Какая после этого может быть борьба со страстями? Только видимость борьбы, а вместо духовности – душевность, духовная прелесть.
Потому и говорится, в общем, что нет в лжецеркви истинной Евангельской любви, нет спасительной Благодати, которая подается через Таинство Крещения и другие Таинства. Некому Ее (Благодать) подать. Потому что никто не готов Ее принять, и никто не умеет хранить; да и некому правильно научить, как Ее хранить, так как отступили от Истины и пребывают во тьме – всеобщая прелесть. Таково общее положение, в отношении церковных организаций, отступивших от Истины, в общем своем исповедании, курсе и направлении. Хотя для отдельных личностей могут быть исключения.
Вот одно из общих положений, при внешне-благоприятных условиях, в 3-м веке: «Святой Киприан (Карфагенский) высказывает такую мысль: вне Церкви не может быть и учения христианского, не только христианской жизни. Только в Церкви есть чистая вера. Церковь Киприан и называет Истиной. Единство веры нельзя отделять от единства Церкви. Истина одна, как и одна Церковь.
Тому, кто не придерживается единства Церкви, нельзя думать, что он сохраняет веру. Всякое отделение от Церкви непременно связано бывает и с искажение веры… Церковь есть осуществление любви Христовой, и всякое отделение от Церкви есть именно нарушение любви…
[Любви Христовой Евангельской, но не любви по естеству человеческому, оскверненной первородным грехом. Приобретать Евангельскую любовь возможно только через законную борьбу со страстями, которая возможна только в истинной Церкви].
Против любви грешат равно и еретики и раскольники. Это есть основная мысль Киприанова трактата «О Единстве Церкви». Святой Киприан совершенно отказывает всем стоящим вне Церкви в названии «христиан», как бы повторяя решительное восклицание своего учителя Тертуллиана: «Еретики не могут быть христианами!».
Понятно поэтому требование св.Киприана при приеме в Церковь снова крестить даже новатиан, хотя они были только раскольниками. Для Киприана крещение раскольников при приеме в Церковь не было перекрещиванием, но было именно крещением. «Мы утверждаем, – писал св. Киприан Квинту, – что приходящих оттуда мы у себя не перекрещиваем, но крестим: ибо они ничего не получают там, где нет ничего».
Крещение вне Церкви только «пустое и нечистое погружение». «Там не омываются люди, а только более оскверняются: не очищаются грехи, а только усугубляются. Такое рождение производит чад не Богу, но дьяволу».
Мысль Киприана о недействительности всякого крещения вне Церкви и о необходимости снова крестить всех обращающихся к Церкви была подтверждена в 256 году Поместным Собором Карфагенской Церкви, на котором председательствовал сам Киприан. В своем заключительном слове, как бы подводя итог всем церковным рассуждениям, св. Киприан говорит: «Еретиков должно крестить единственным крещением Церкви, чтобы они могли из противников сделаться друзьями и из антихристов – христианами» (Новосвящмуч. Иларион /Троицкий/, «Христианства нет без Церкви»).
Таково и общее положение, что не получают в лжецеркви, т.е. в церковных организациях, отступивших от Истины, человеки Благодати; не просвещаются, а еще более омрачаются. Как пишут Св. Отцы, что причастие еретиков не просвещает человека, а еще более омрачает, не с Богом соединяет, а с дьяволом. (Преп. Феодор Студит). В чём причина?
Ересь – ложное неправильное догматическое или нравственное понятие, которое, как говорят Св. Отцы, выходит из глубин ада. Основывается оно на самомнении и питает дух самости и гордыни, первородного греха. И всё делание, потом, без отвержения духа самости: борьба со страстями, исповедь, – всё бесполезно, всё пустое, потому что в самом главном не раскаивается человек и через это – питает дух самости и гордыни. Человек этого может не понимать и не замечать. Но может и замечать, но по той причине, что не хочет отказаться от услаждения духом самости и гордыни, своим самомнением, – будет оставаться в нераскаянности. Такая борьба, такое делание, может привести только к прелести и самообольщению, и соединяет не с Богом, а с дьяволом.
Книжники и фарисеи – всё делали: и постились и молились. Весь закон Моисея в точности исполняли. И милостыню подавали, но Господь сказал им, что ваш отец, – дьявол, потому что они похоти его творили, т. е. удовлетворяли свои страсти. Потому что всё их благочестие основывалось на страстях – на духе самости, гордыни, тщеславия, вменения себе. Соблюдали внешнее благочестие, да не в том духе, в духе самомнения и самоцена, вменения себе своей праведности. Поэтому, через исполнение только внешних обрядов, еще более удалялись от Бога, служа дьяволу.
Что же нам делать, чтобы не подпасть под тот же приговор? Внешние предписания закона и добрые дела надо делать, – но это добро по естеству и само по себе не имеет никакой цены у Бога. Ибо Господь смотрит на то, – в каком духе мы это делаем. Ради Христа – в духе смирения, сокрушения, невменения себе, и всё отдавая Богу; или ради дьявола – всё себе вменяя, питая гордыню, дух самости, тщеславия и самомнения. Даже саму литургию можно служить ради Христа, а можно и ради страсти, а значит, и ради дьявола. Всё зависит от того, – в каком духе.
Могут возразить: «Ну как же! Ведь в МП: Кадят же! Молитвы же читают! к Богу обращаются! Что это не действует? – Что же это! Значит, мы служим дьяволу?». Да. – Потому что вы, в общем направлении и курсе вашей церковной организации, идете путем сжигания совести и попрания верности Духу Божию, и таким образом похоти отца вашего дьявола творите; поэтому-то ваш отец дьявол, – так говорит Христос (Ин. 8, 44). Чтобы иметь отцом не дьявола, а Бога, нужно Его волю и исполнять. Нужно в общем направлении и курсе церковной организации не отступать от следования духу Христову. Богослужение, само по себе, не освящает и не спасает человека. Всё зависит от того, в каком духе оно служится. Если же в Церкви собираются все такие, которые не в духе Божием, которые наступили на свою совесть, то несмотря на то, что молятся, кадят, служат службы – Бога нет посреди них.
Ведь поют: оградит Ангел Господень боящихся Его (Пс. 33), – не молящихся Ему, а боящихся Его. Таких Он хранит, ходит вокруг, чтобы дьявол не овладел ими. А там, где общий курс и направление церковной организации идет по пути ереси, нечестия, отступничества, по пути сжигания совести, там нет истинного страха Божия, а значит и премудрости, ибо «Начало мудрости — страх Господень» (Прит.1:7). Поэтому, таковых ангел Господень и не ограждает. Страх Божий, это как некая узда, которая останавливает человека от греха. Хотя и тянет туда, на грех, но страх Божий, стремление к истинному удовлетворению совести и сохранение верности Духу Божию, не пускает.
В Св. Писании говорится: …ибо не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется; мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь – возраст старости (Прем. 4, 8-9). Седина – имеется ввиду не седые волосы, а духовная мудрость; и возраст старости, – не большое количество прожитых лет, а «беспорочная жизнь». Вот так судится и определяется возраст духовный.
Но как же быть, если нет Ангела-Хранителя, то кто же защищает и хранит таких людей? Хранит их Промысел Божий, который всякого человека ведет на покаяние. Человеки рождаются и живут, конечно, не для того только, чтобы их хранили, чисто телесно; ведь всё равно в конечном итоге приходит смерть. Просто хранить, чтобы только телесно на земле жить, – это не цель. Если бы так хранить, то люди бы подолгу жили. Но Господь сократил людям продолжительность жизни, а если бы не сократил, то злоба поглотила бы уже весь мир. Но хранит их Господь для того, чтобы человек успел прийти к покаянию, если захочет.
Ангел-Хранитель дается наиболее для того, чтобы помочь, человеку, сохранить дар Божественной благодати. Конечно, при условии, если этот дар Благодати подается человеку. А подается он там, где есть условие к сохранению его, – правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь, борьба за чистоту чувств, истинное удовлетворение совести.