Оглавление:
Об алкоголизме
О курении
Игра в компьютерные игры
Об алкоголизме
Аноним: Батюшка скажите пожалуйста кто из двух пьющих людей является алкоголиком?, тот который пьёт 10 дней и больше без перерыва и ударными дозами или тот который каждый день но понемногу. Второй из них вполне счастлив так как может умеренно, а первый страдает из-за того, что после начала уже не может контролировать ситуацию, хотя и желает этого. Эта их разница кроется в физиологии каждого? или это из духовной области? Сила воли есть у обоих, но причина видимо не в наличии силы воли, а в уважении цели, и заметно то что истинной цели жизни нет у обоих. Батюшка что бы вы посоветовали каждому из них?
О.Серафим: После принятия алкоголя появляется приятное ощущение, которое разливается по телу или ощущается как эйфорическое состояние в голове. У кого как.
Если человек попадает в зависимость от этого приятного ощущения и хочет его безмерно или чаще ощущать, то он становится одержимым этой страстью, в той или иной степени. Это и есть алкоголизм, — или его начало, или привязанность к этому страстному ощущению, в той или иной степени.
Желание ощутить это приятное ощущение захватывает, манит, влечет. Если отказаться от него, то ощущается скорбь.
Нежелание выносить эту скорбь заставляет человека удовлетворить это желание, выпить.
Так и определяется алкоголизм, его степень.
Свободен от этой страсти тот, кто может легко отказываться от этого желания. А если и выпивает, то выпивает такую дозу, что ум его остается ясный, трезвый. То есть он не одержим желанием ощущения этой приятности и легко может отказаться или остановиться, чтобы ум его всегда оставался ясный, трезвый.
Так же об этом есть здесь.
О курении
Аноним: отец Серафим, я вот дальше продолжаю по вечерам курить, днём вообще не курю, хотелось бы оставить эту вредную привычку совсем, но вы мне как то сказали, что это в принципе не грех уж такой, что типа для меня это как таблетка пока что, но я чувствую что эта привычка мне мешает вести духовную борьбу в принципе, я вот днём как бы стараюсь бороться со своими страстями и самоугодием и духом услаждения, как сказано в ваших лекциях, а вечером закуриваю и все пропало, услаждаюсь сигареткой и вся борьба идёт на нет, а утром опять начинаю все сначала до вечера, А вечером опять услаждение сигареткой и так по кругу ….. Посоветуйте пожалуйста как мне быть дальше, именно лично мне, так как вы меня уже знаете немного, и я считаю вас своим духовным отцом! Возможно сигарета является моей главной страстью, и мне с ней нужно вступить в борьбу? так как я ради того что бы вечером закурить аж бегу домой с работы забывая обо всем …помогите разобраться пожалуйста, или это страсть как бы второстепенная и проявляется на фоне главной какой то, которая меня толкает к услаждению сигаретой, а после услаждения наступает пустота, как будто все потерял, что собрал трудами самоотвержения за целый день и утром вся работа начинается по новой .идёт какая то безысходность и не хочется работать, все лень делать, даже не то что лень, а просто теряешь вкус к труду, так как вечером расслабился и ушёл в самоуслаждение и утро тогда пустое какое то делается …
Я постараюсь вам объяснить как я себе чувствую! Вот вроде как тот старый паровоз, которому утром стоит большого труда тронутся с места, он скрипит, пыхтит и еле-еле начинает нехотя движение, потом мало по малу он разгоняется и когда уже разгонится, то ему уже нравится ехать, и он радуется, а потом его вечером останавливают и отвозят опять назад и он так стоит до утра, а утром опять начинает нехотя свой разгон и скрипит и мучается пока разгонится, а вечером его опять останавливают и возвращают назад, вот так я и живу с этим куревом.
Просто я думаю себе, раз отец Серафим сказал что это не большой грех, и типа это почти тоже как Игнатий Брянчанинов пил чай, который тоже содержит наркотические вещества немного, то я сильно и не стараюсь этому сопротивляться, понимаете? хотя сам чувствую что это режет полностью мою духовную борьбу, как путь тому паровозу, но сам не уверен в этом до конца, так как Вы сказали что это мной во многом надумано просто …
О.Серафим: Надо вначале правильно относится к своим падениям. И лучше это будет с куревом, нежели с чем-то другим.
Здесь необходимо различать само падение в борьбе со страстью, – это одно; и нахождение в состоянии борьбы с ней, – это другое.
Надо смириться с тем, что я падаю, – да я грешник, ничего доброго не имеющий. Но надо не смиряться со страстью, продолжая находиться в состоянии борьбы с ней.
Если кто не смириться со своими падениями, то от этого он будет приходить в душевное расстройство, которое происходит от тайно живущей гордыни.
А так же, если кто смирится, отступивши от борьбы со страстью и перестанет находиться в состоянии борьбы с ней, то он никогда не избавиться от нее.
Поэтому, надо смиряться с приключающимися падениями в борьбе со страстью, но не смиряться с самой страстью, вставая и вновь продолжая борьбу с ней, чтобы всегда находиться по отношению к ней в состоянии сопротивляющегося.
Потому что ты не воспитал смирение по отношению к своим падениям. Вникни в смысл того, что я написал перед этим.
Ты не со смирением воспринимаешь свои падения, а в гордом духе. Поэтому-то избавление от падений не будет являться спасительным для тебя.
***
Все зависит от состояния человека духовного или физического.
Само по себе курение или выпивание вина не является грехом. Все зависит от дозы и для чего человек это делает.
Для кого-то курево грех, но не такой уж большой по сравнению с другими его грехами. Поэтому ему надо обратить внимание вначале на большие грехи. А потом, если действительно курево для него является грехом, но небольшим, то он поборется и с ним.
А для кого-то курево вообще не является грехом, так как он может курить только по причине нужды в этом его здоровья. Или оно для него заменяет успокоительную таблетку. А для кого-то курево является грехом и ему конкретно надо с ним бороться.
Для кого-то чай не грех, а для кого-то грех. Тот, кто чифирит, то для него это грех. А кто просто пьет чай, то для того это не грех.
Кто-то выпил немного вина — и это не грех. А кто-то напивается и это грех. Вот совет ап.Павла своему ученику Тимофею об употребления вина для здоровья: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1Тим.5:23).
То же самое может относится и к куреву, — при каких-то болезнях, в небольших дозах. Как и в данном случае ап.Павел советует в небольшой дозе употребление вина по причине болезни.
Если человек пьет вино, то он должен делать это воздержанно. И никогда не упиваться. — Человеку можно пить вино, если он никогда не напивается, сохраняя ясный и трезвый ум.
Аноним-2: На счет курения, то что вы сказали, не много не понятно. Вы утверждаете, что курение не является грехом, если курево использовать в правильных нуждах, а если используется для удовольствие — то является грехом. Курение для человека по природе неестественно, так как оно вредит и телу и душе человека, все, что вредит телу и душе человеку, то и является грехом, здесь независимо сладострастие это или нет. Входящий в состав табака никотин является ядом, который разрушает сердечно-сосудистую систему, легкие и другие органы человека. Курение — как лекарственное средство. Если человек будет использовать курево — как лекарство, не факт, что у него не будет зависимости, как говорится вкусишь один раз, а там уже попрет. А вообще, по сути дела, этим свое здоровье не лечат, это заблуждение. Что касается курение — как средство «убрать скорбь», тут конечно меня поразили. Вы говорите, что курево используется как расслабляющая таблетка, которая гаснет физическую и душевную боль, как вы сказали, что нервным людям лучше покурить, дабы ослабить ихние мучения, а это значит, если я разгневался,то мне нужно сразу бежать за сигареткой в магазин? Когда депрессия наступает тоже бежать за сигаретами? По вашему грех значит — если человек без меры курит, а если один раз вкурил курево, так это нормально? Обьясните.
О.Серафим: Это не по моему, а по вашему, — как вы слышите, и как вы видите. Где-то вы говорите правильно, а где-то нет. У вас все вперемешку. А у меня по другому. В принципе, проблема все время одна и та же, — не учитывается то, что существуют разные обстоятельства. А если это не учитывать, то можно налагать бремена неудобоносимые и сокрушать трость надломленную и лен курящийся гасить (Матф.12: 20). Христос за это укорял законников, когда они применяли букву закона не к месту, не к времени. И получались бремена неудобоносимые, которые сокрушали немощных или новоначальных, или тех, в ком вера только слегка появлялась.
Люди в разных душевных и физических состояниях находятся. И то, что можно или допустимо одному, то нежелательно другому, А третьему вообще нельзя.
А на счет лечения, так чем только не лечат! — Табаком, к примеру, раньше лечили насморк. А в некоторых древних медицинских трактатах, когда народ вообще еще не курил, табаком лечили легочные заболевания, — когда в легких был переизбыток слизи, тогда на 40 дней назначали курение табака. Существует лечение ядами. Тибетские врачеватели умеют лечить ядами.
А алкоголь можно пить или нельзя? Исходя из вашего принципа, как вы сказали, что «вкусишь один раз, а там уже попрет», то алкоголь тоже употреблять нельзя. А можно ли использовать алкоголь для лечения или нет? По вашему получается, что нельзя, так как это яд. Но ведь все делают различные настойки на алкоголе, в том числе и успокаивающие, к примеру, корень валерианы на водке или на спирту. И наркотик применяют для облегчения страданий раковым больным. А по вашему получается, что ничего этого делать нельзя.
Почитайте о том как я считаю по теме курения здесь.
Аноним-2: Вы пишите, что это не грех, если его использовать, как антибиотик от стресса. А что тогда по вашему грех? Те кто пытаются снять стресс куревом, те уже в страсти находятся, потому что они не могут жить без курения, когда у них депрессия. Они не знают каким другим путем им снимать этот стресс, только куревом, а это уже следствие страсти, это уже привязанность, так как сигарета им помогает и облегчает жизнь, и вот поэтому все заново идет по кругу: возникает стресс и опять курят. Так что и не говорите, что это не грех, это самый чистый грех во всех смыслах.
Если бы курение не было грехом, тогда все святые таким путем снимали скорбь и душевную тяжесть, если так подумать. Я не понимаю, откуда вы такую теорию взяли, вам кто-то это выдумал или же вы сами себе?
О.Серафим: И где я сказал, что курение никогда не является грехом? Когда человек читает то, что ему видится. Но не может прочитать всего остального, то причина здесь самомнение и дух самоуверенности, которые закрывают духовные очи и не дают увидеть всего остального, что написано.
Я говорю, что вы выдергиваете из общего контекста написанного мной, придаете этому иной смысл. И начинаете меня в этом обвинять. Создаете иллюзию в голове, приписывайте это мне, и начинаете с этим воевать. Это и есть самомнение и дух самоуверенности, мнительность. Эти страсти и мешают вашему душевному видению, искажая его. Если с этим не бороться, то в конечном итоге это может привести к плохим последствиям, к болезням головы. Мне приходилось многих наблюдать, — когда люди не вели борьбы с этими страстями, оправдывали их, или вообще не видели их, считая что этого нет; и в итоге постепенно они стали душевнобольными.
Так как в древности люди не курили, поэтому и нет изречений святых на эту тему. Ближе к нашему времени есть изречения некоторых святых: «Курение — дело бестолковое; нравственного тут настолько, насколько есть пустого пристрастия и вреда сознаваемого. Последние две черты трудно сознавать самим курящим и трудно разъяснить их некурящим. Крепко неприлично, но приличие и неприличие, то же что люди, — изменяются. Потерпите дурную привычку, но в грех ее не возводите. Помолиться, чтобы дочь ваша отвыкла, — хорошее дело. Но этого нет нужды облекать в особую форму. При всяком молитвословии взывайте к Богу. И Он устроит, как Его святой воле угодно» (свт.Феофан Затворник, Вып. 8, п.1230).
«Добре бросить курение. Оно не только пусто, но подтачивает понемногу здоровье, портя кровь и засоряя легкие. Это есть постепенное себя оядотворение. Но совета на это никакого нет и не бывает, кроме — решиться покрепче. Иного способа нет. Курить или не курить, есть дело безразличное, по крайней мере, наша и общая совесть считает это таким. Но когда некурение связывается обещанием, тогда оно вступает в нравственный порядок и становится делом совести, неисполнение которого не может не мутить ее» (свт.Феофан Затворник, Вып. 2, п.369).
Аноним-2: А почему вы так говорите? Почему если, кто-то с вами не соглашается, сразу того считаете самоуверенным и гордым?
О.Серафим: Я указываю вам на вашу страсть — самомнения и самоуверенности, из-за которых искажается ваше видение. И вы видите то, чего нет, выдергиваете из контекста, приписываете это мне, хотя я так не думаю. И начинаете это обличать. Если не хотите слышать об этом, дело ваше. Давайте прекратим разговор. Да и все. У меня просто нет желания спорить с человеком, когда он видит искаженно, приписывает мне что-то, чего и как я не думаю, и с этим воюет. Это же изначально бессмысленный спор, ни к чему не приводящий. Поэтому я и не хочу спорить.
В тексте, по ссылке которую я дал, там все написано. Надо только внимательно все прочитать. И не выдергивать из общего контекста, чтобы не придавать этому иной смысл, нежели какой там есть в контексте.
Аноним-2: Из того текста по вашей ссылке: «Применение всех этих средств не является греховным только тогда, когда оно применяется к месту, к времени и имеет свою меру, – когда оно применяется как таблетка, употребляемая только лишь для облегчения очень сильной и невыносимой тяжести от скорби и страдания, на физическом и душевном уровне, к примеру, как у раковых больных. »
«А так же, это может быть допустимым тогда, когда человек привык пользоваться, к примеру, курением, как средством от стрессов, но еще не научился правильно преодолевать эти ситуации, искушения, приносящие скорбь и страдания, на душевном уровне. Так как, в таком случае, если забрать у него это средство, то может получиться еще хуже для него или других, по причине его впадения в беснование. То есть, помогая человеку избавиться от той или иной страсти, надо не навредить ему и другим, чтобы не было еще хуже, а помочь. Поэтому, для многих нужна в этом деле постепенность. » Мне это не совсем понятно?
О.Серафим: Речь идет о людях, которые не ведут борьбы со страстями, или пытаются вести борьбу, но у них не получается, или они еще не могут понести нужную степень скорби в борьбе. И тогда, чтобы не было чего хуже, лучше он пусть покурит, чем кого-нибудь побьет, или со всеми разругается, или всех обматерит. Так как он не может преодолеть правильно скорбь, то в таком случае пусть лучше покурит, если это помогало и помогает ему оставаться в рамках и не навредить другим. Но при этом иметь ввиду, что если он желает отстать от этих страстей, то постепенно его этому учить. И когда ему станет легче преодолевать искушение, не входя в страсть, и не вредя другим, тогда постепенно можно отучаться и от курения.
Потому что отучение от страсти курения тоже сопряжено со скорбью. А когда он не может преодолеть скорбь из-за своих душевных страстей, а в это время на него наложить, плюс к этому, еще одну скорбь, не давая ему покурить, как он раньше привык, то он точно не преодолеет эту общую скорбь, и войдет в состояние беснования. Об этом и речь, что не надо налагать на духовно не окрепших бремена неудобоносимые, чтобы трости надломленной не преломить и льна курящегося не угасить (Матф.12: 20). То есть, не сокрушить того, кто еще не может и не способен понести определенную степень скорби, по причине своего слабого душевного состояния.
А бывает и так, что когда он преодолеет душевное искушение, понесет от него скорбь, то желание покурить отпадает у него само собой. Это в том случае, когда у человека это не было страстью. То есть, он пользовался куревом только как таблеткой для облегчения душевной скорби. Но когда он стал преодолевать душевную скорбь, тогда нужда в куреве у него отпала сама собой. Так же и с алкоголем бывает, — когда причиною выпивки является душевная скорбь, и человек пьет только, чтобы уйти от этой скорби. Но когда он ее станет преодолевать, тогда нужда в выпивке у него будет отпадать сама собой. Но это не со всеми бывает. А только с теми у кого выпивка не является отдельной страстью сама по себе. То же самое и с куревом.
Аноним-2: Теперь все понятно. Простите меня, если вас чем-то обидел или оскорбил.
О.Серафим: Я никогда не обижаюсь :). Просто всегда ухожу от споров, если вижу, что они бессмысленны. Особенно когда человек в чем-то убежден и ему бесполезно что-то объяснять. Но если человек, который спорил, тут же просто задаст вопросы по теме, что ему непонятно, то я ему отвечу. Так как душевное состояние по отношению к человеку не меняется, — как было добродушное, так и остается. Даже если он меня всячески обругал, обозвал или оклеветал. Все равно я поимею к нему чувство сострадательной любви, в молитве за него, и останусь по отношению к нему в добродушном состоянии. Ибо нет никакого смысла на кого-либо обижаться, так как чувство обиды тяжелое для души. Поэтому и нет никакого смысла делать самому себе хуже, тяжелее для души, проявляя чувство обиды. Лучше поиметь верные душевные чувства, и себе самому сделать лучше, так как тебе же от этого будет легко на душе :).
Помоги вам Господи, на вашем пути к спасению.
Игра в компьютерные игры
Аноним: Я вот играю в игру Ворлд оф танк, ну эта игра по сети, семь соперников с одной и с другой стороны, игра интересная, танки там второй мировой войны, очень качественная графика, но я все же чувствую что эта игра развивает и пробуждает во мне дух соперничества, желание победить, поднимет адреналин и азарт . Так я вот думаю, стоит ли мне вообще играть в эту игру, хотя отказаться очень сложно, игра очень увлекательная и там у меня уже много друзей, заработано много танков. Может как-то усилием воли направлять свой душевный настрой на правильные чувства когда играю? А именно не желать побед, воспитывать доброжелательный настрой к соперникам, учиться радоваться за соперников когда они выигрывают! Подскажите пожалуйста как быть мне!
О.Серафим: Попробуй как бы это было в реальной жизни, и ты должен правильно преодолеть искушения и поступить нравственно.
Целью у тебя должна быть не внешняя победа, а воспитание верных душевных чувств, поступить по христиански, удовлетворить совесть.
Целью у тебя должная быть победа в душе над своими страстями и спасение души. А внешняя победа для тебя должна быть несущественным вопросом, не главным.
Аноним: СпасиБо вам отец Серафим, я понял, буду стараться . Вы знаете я так иногда стараюсь играть, и тогда чувствую что в душе мир, совесть спокойна, нет негатива черного в душе, а наоборот чувства просто помощи своей команде, взаимовыручка и такие вот светлые чувства идут