1. /
  2. Нравственность и аскетика
  3. /
  4. Борьба со страстью и...

Борьба со страстью и воспитание добродетели

Аноним: Как я понимаю что страстные чувства бывают очень сильными, а возгретое правильное чувство сразу не имеет такой силы что бы побороть страсть. На это нужно время что бы чувство возросло и укрепилось. И наверно по началу пока этого нет надо следить и за мыслями от которых рождаются страстные чувства ?..Если одновременно возгревать правильные чувства и отсекать навязчивые помыслы побороть страсть будет легче??

О.Серафим: Если добродетельное душевное чувство возгрето, то в данный момент страсть отступает. Так как в этот момент нет страстного чувства. «Когда делается что воле противное, готовое огорчить и раздражить, скорее бегите вниманием к сердцу и, сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам, напрягайтесь и молитесь. Если не допустите породиться тем чувствам, всему конец: ибо всё от чувств» (свт.Феофан Затворник, «Собрание писем», Выпуск 1, п.115).

Но привычка в проявлении страсти еще не исчезла. Поэтому, это страстное чувство, страсть, опять проявляется в душевной реакции, при следующем искушении. Здесь уже все дело в привычке реагировать страстно на подобного рода искушения. В таком случае надо всякий раз возгревать добродетельное душевное чувство вместо страстного.

Страсть — это плохая привычка в душевном движении, в чувстве, желании и мысли.

Добродетель — это хорошая привычка в душевном движении, в чувстве, желании и мысли.

То есть, вместо плохой привычки, страсти, — надо воспитать хорошую привычку, добродетель.

А воспитывается эта хорошая привычка, добродетель, через постоянное возгревание добродетельного душевного чувства, в те моменты, когда страстное чувство, желание или мысль пытается или может вами овладеть.

Поэтому время нужно только для воспитания хорошей привычки, добродетели. Но время воспитания добродетели зависит от степени решимости в понуждении себя всякий раз на сопротивление страсти. — Чем решительнее сопротивляться страсти, всякий раз как она проявляется или может проявиться, тем привычка в добродетели будет воспитываться быстрее.

Соответственно, чем менее решимость в противостоянии страсти, тем больше времени надо для воспитания добродетели.

***

Надо всегда отсекать и помыслы, которые явно страстные или которые с виду как бы правильные, но в итоге ведут к страсти.

А для этого необходимо внимание ума отрывать от таких помыслов и направлять на возгревание добродетельного душевного чувства, нужного в данный момент времени. Ибо вся сила страсти в страстном чувстве. И если не дать страстному чувству возобладать, то и делу конец, — на данный момент времени помыслы потеряют силу и страсть отступит.

И так необходимо делать всякий раз, когда восстает страсть или может восстать, в мыслях, желаниях и чувствах. — Это путь к воспитанию добродетели, которая является сосудом для привлечения в душу Божественной спасительной благодати и удержания ее в душе.

Оставьте комментарий