Аноним: Мне посоветовал один человек, что ей нужен плач о грехах.
О.Серафим: Если кто-то дает совет, то прежде чем дать совет надо выяснить обстоятельства дела. А иначе получается самомнение и дух самоуверенности у дающего совет.
Так как если она хотя и проявляет самолюбие, но одновременно с этим у нее депрессия. А кто-то, не выясняя обстоятельств, сходу дает совет — что ей нужен, мол, плач о грехах. То следуя такому совету, она еще больше зайдет в депрессию.
Когда человек раздает советы не зная всех обстоятельств и не выясняя их, то это называется одержимость самомнением и духом самоуверенности. Он действует так, как будто бы он прозорливый. А в реальности этого нет. Вот и получается, что он возгревает в себе свое самомнение и дух самоуверенности. Отсюда искажается его душевное вИдение. И он может видеть то, чего нет, и не видеть того, что есть.
Вы думаете я просто так пишу многим и вам в том числе, что лучше нам поговорить через соцсеть? Нет. Это потому, что у меня по конкретному делу сразу возникает множество вариантов, — почему может быть так или иначе. А какой из них верный я не знаю, поэтому и стараюсь выяснить обстоятельства дела, и задаю наводящие вопросы. Чтобы таким образом дать совет подходящий именно этому человеку, в данных обстоятельствах.
Вот что по этому поводу говорил свт. Игнатий Брянчанинов: «Общество, беседа с людьми благочестивыми приносят существенную пользу. Но для совета, для руководства недостаточно быть благочестивым; надо иметь духовную опытность, а более всего духовное помазание. Таково об этом предмете учение Писания и Отцов. Советник благочестивый, но неопытный, скорее может смутить, нежели принести пользу. Не только из среды мирян, – из среды монашествующих крайне трудно найти советника, который бы, так сказать, измерил и взвесил душу, с ним советующуюся, и из нее, из ее достояния, преподал бы ей совет. Ныне советники и руководители больше преподают совет из себя и из книги. А первого рода совет, тот-то особенно полезен и действителен; он близок к душе ищущей приютиться под сению совета, – своего ей; это она чувствует. Св. Исаак сказал: “ничего нет каждому полезнее, как совет свой”. А совет чуждый, хотя по-видимому состоящий из благих и разумных слов, приносит душе лишь мучение, расстройство» (свт. Игнатий Брянчанинов, «Письма к мирянам», п. «О советниках», середина 19-го столетия).
Итак, “ничего нет каждому полезнее, как совет свой” (преп. Исаак Сирин). То есть советник, так сказать, должен измерить и взвесить душу, с ним советующуюся, и, исходя из общего и данного ее душевного состояния, подать ей совет.
Поэтому всем советчикам, которые раздают советы не выясняя всех обстоятельств и нюансов дела, могу дать такой совет: Нельзя давать советы, не выяснив всех нюансов и обстоятельств дела, не видя душевного состояния человека. Надо не торопиться совершать суд, не зная обстоятельств дела, не выяснив их, — и это надо учиться делать в повседневной жизни с тем, с кем сталкиваешься каждый день.
И без отвержения самомнения невозможно приобрести смиренномудрия, которое крайне необходимо для советника. «Надо извергнуть из себя самомнение, в каком бы виде оно не присутствовало в нас. При самомнении покаяние невозможно… Самомнение есть недуг духа нашего, непримечаемый невнимающими своему спасению, но недуг столько сильный и важный, что он поставляет человека, по душе его, в число духов отверженных, враждебных Богу. Зараженный самомнением не способен усвоиться Богу. Для такого усвоения нужно полное отвержение самомнения» (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 4, гл.52).
Итак, если не зная всех обстоятельств и нюансов, сходу давать советы, то это называется самомнением и духом самоуверенности, с которыми надо бороться. А если это продолжать, то отсюда наступает духовная слепота. Неверные советы могут вместо пользы принести вред душе. Поэтому, надо вначале хотя бы расспросить человека, — что, да как. И рассмотрев ситуацию, уже после давать совет.
Надо иметь чувство опасения дать неверный совет. И именно по этой причине надо сначала выяснить все нюансы и обстоятельства, видеть состояние души (кому дается совет) и только тогда давать совет, исходя из смиренного настроя души.
Аноним: Я пытаюсь подвизаться по вашим наставлениям. Но так как я сам еще слеп в духовном и глух, то могу ли я давать советы людям?
О.Серафим: Самому не надо этого искать, но если кто-то спрашивает, тогда надо ответить. Возгреть чувство сокрушения, повергнуть свою немощь пред Богом и попросить у Него помощи, чтобы Он вразумил, что сказать. Возгреть чувство сострадательной любви, в молитве за человека, чтобы Бог вразумил и просветил его. И, исходя из этих чувств, — говорить, отвечать.
Аноним: То есть любой шаг надо просить у господа помощи…. Дабы не было отсебятины.
О.Серафим: Чтобы был верный настрой духа. Ибо отсебятина начинается от неправого настроя духа. А когда есть верные душевные чувства, тогда Бог просвещает ум: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матф.5:8).