Оглавление:
Говорится ли в беседах об изменении чувств без мыслей?
О примерах и обстоятельствах.
Говорится ли в беседах об изменении чувств без мыслей?
Аноним: Каким образом возможно изменять свои чувства без мыслей, и возможно ли это без Бога?
О.Серафим: В наших беседах нет такого утверждения, что можно менять свои чувства без мысли. Это чья-то выдумка. Возможно вы невнимательно слушаете беседы, или у вас какая-то неверная установка в голове, и она не дает вам услышать то, о чем идет речь.
Если человек начнет менять свое чувство, то в этом будет выражаться его желание, воля. И вместе с этим будут сродные этим чувствам мысли. Вы похоже или ни разу этого не делали, или не понимаете о чем говорите. — Попробуйте поменять одно чувство на другое, сосредоточивши на этом свое внимание, и вы увидите как мыслительная способность души будет проявлять сродные этому чувству мысли. У вас не получится поменять одно чувство на другое без мысли. Это невозможно. Ибо так проявляет себя природа естества человеческого.
Поменять одно чувство на другое, без помощи Бога, — можно. Этим занимается психология. Поэтому в беседах постоянно идет речь о том, что надо менять эти чувства перед Богом, с обращением к Богу за помощью. И говорится о том, что так рождается молитва. Если кто слушал беседы, то он услышит, что в них постоянно идет речь об этом.
В беседах очень часто повторяется, что направляешь внимание ума на возгревание верного или добродетельного душевного чувства и приводишь на ум, сродные ему мысли.
Попробуйте возгреть чувство сокрушения без соответствующих ему мыслей или понятий. Не получится. Когда вы начнете возгревать чувство сокрушения у вас сами собой начнут появляться сродные ему мысли или понятия: или свои, — типа, я грешник, окаянный, прости меня Господи; или из молитв, псалмов, ранее вами читанных; или где-либо услышанные.
Речь о том, что надо содержать внимание на возгревании добродетельных душевных чувств, в противоположность страстным, а не на мыслях. И если человек начнет это делать, то в этом будет выражаться его желание, воля, и этому будет содействовать сродная чувству мысль.
Так же об этом есть здесь.
О примерах и обстоятельствах
Аноним: Может это лучше конкретными примерами обьяснять?
О.Серафим: Какие-то примеры есть в беседах, и в основном они общего характера. Но другое дело, что нельзя руководствоваться одним и тем же примером при разных обстоятельствах.
Если кто-то руководствуется одним и тем же примером, не взирая на различие в обстоятельствах, то это только лишь свидетельствует о его духовной слепоте, и пользы он от этого не получит, наоборот вред.
Законник применяет букву закона, не взирая на обстоятельства. И по этой причине губит души человеческие.
Ложный аскет подает аскетические советы, не вникая в обстоятельства, и заводит души в духовную прелесть.
Если кто-то подает советы не вникая в обстоятельства, то вместо пользы, он принесет вред.
Почему Христос говорил притчами? Потому что они являются примерами общего характера. Главное в таком примере уловить основную мысль, общее понятие. И затем применять его в частности, учитывая те или иные обстоятельства конкретного случая.