Аноним: Все мы – в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть – признавать себя свободными от прелести.
О.Серафим: В данном изречении свт.Игнатия Брянчанинова о прелести, речь идет о всеобщей прелести. То есть, необходимо различать прелесть, которая всеобща роду человеческому, по причине грехопадения, – прелесть первородного греха, от прелести о которой пишут Св.Отцы в своих аскетических творениях. – Это прелесть исключительного рода и характера. И поэтому кто признает себя свободным от прелести первородного греха, которая всеобща роду человеческому, по причине грехопадения, тот находится в жуткой гордыне. Ибо никто не свободен от первородного греха до самой смерти. Только через смерть окончательно отнимается его действие от тех, которые наследуют спасение.
И если раньше прелесть исключительного характера, была исключением, то теперь она становится всеобщей. И чем ближе общество будет к антихристу, тем более прелесть исключительного рода и характера будет становиться всеобщей для всего человечества. А прелесть, которая была раньше всеобщею для всех, будет становиться исключением.