Аноним: А чувство ненависти может ли быть не греховным?
О.Серафим: Чувство ненависти заложено в природу человека Богом, при состворении человека, и без него невозможно спастись. Ибо невозможно спастись без ненависти ко греху. Но по причине грехопадения, к чувству ненависти примешался первородный грех, дух самости. И тогда человек стал направлять чувство ненависти не в согласии с волей Божией, ища через его посредство удовлетворение своему духу самости, первородному греху. Так человек направил чувство ненависти не по воле Божией, не против греха, а наоборот, – на то, что мешает удовлетворению его духа самости и гордыни, первородного греха, на то, что не приносит удовлетворения его самоугодию, его страстям.
Применение чувства ненависти извратили, а надо ему дать правильное направление. Увидел в себе страсть, грех – возгревай к ним чувство ненависти. Особенно тогда, когда страсть исходит из усладительной силы души, потому что ненависть к ней лишает услаждения. Против таких страстей, как тщеславие, блуд, чревоугодие, самодовольство, душевное сладострастие – хорошо возгревать чувство ненависти и ощущение своей немощи, с обращением к Богу за помощью. Это есть то, что мы делаем по естеству против страсти, но этим одним страсть не искоренишь.
Страстное движение остановить, искоренить, в конечном итоге, может только Божественная благодать. Но и естественное движение против страсти, – чувство ненависти, ощущение своей немощи и упования на милость Божию, мы не должны отвергать, ибо это действие нашего естества. И Господь, со своей стороны, не пошлет нам Благодать, чтобы остановить страсть и избавить нас от греха, если мы не будем возгревать по естеству этих чувств, в борьбе со грехом. Ибо в этой борьбе и проявляется наше свободное произволение, – чего мы ищем и хотим.
А так же, можно искоренить в себе страсть, к примеру греховное чувство ненависти, на основании духа самости, ища через посредство этого искоренения дух самоутверждения. Это незаконное избавление от страстей, замена одной страсти на другую, более сильнейшую, – на дух самости и гордыни.
Если не будешь ненавидеть какую-либо свою страсть, – значит, сочувствуешь, любишь ее. Нужно молиться Господу и возгревать чувство ненависти к страсти, сознавая свою немощь: «Сам, Господи, не могу, помоги мне».
Нужно, посредством возгревания чувства ненависти, искоренять сочувствие, особенно к тем страстям, которые исходят из усладительной силы души. Но не ненавистью избавляется человек от страсти, а милостью Божией. Чувство ненависти, при этом, применяется как одно из вспомоществующих средств, в борьбе со страстями, за разрывание сочувствия к духу самости, первородному греху. Чувство ненависти, как и все естественные чувства, должно быть освящено даром Благодати. Для этого, нужно очистить его от примеси первородного греха: от духа самости и гордыни, от духа самоуверенности и самонадеянности, от духа отчужденности, жестокости и равнодушия. – Как?
Чувство ненависти возгревай, но надейся только на милость Божию, осознавая и ощущая свою немощь, и вопи к Господу – пока не получишь избавления. Вот Господь пришел на помощь, избавил от страсти, – а ты вменил это себе. Если так будешь постоянно вменять себе, то еще больше разожжешь дух самости и гордыни, и будешь как бес.
Обычно бывает так: избавит Господь, но мы тут же забыли – приписали и присвоили это себе. Значит, надо напомнить, – отнять Благодать, попустить опять действие страсти, чтобы познал и ощутил свою немощь. – Это обучительные действия Благодати.
И если научится человек ничего себе не вменять, но всё отдавать милости Божией, приобретет истинное смирение, – то и пошлет ему Господь дар Благодати. И тогда чувство ненависти, – очищенное от духа самости и гордыни, от духа самоуверенности и самоугодия, соединенное с даром Благодати, – станет ненавистью совершенной, бесстрастной.
Чувством ненависти ко греху не должно оправдывать излитие раздражения или гнева на ближнего. Изливать злобу на ближнего за то, что он сделал что-то не так, не удовлетворяя в чем-либо твоей страсти, а при этом говорить, что я ненавижу в нём страсть, – это лукавство. Признайся лучше, что ты не хочешь терпеть скорби от ближнего, по той причине, что не хочешь отказаться от удовлетворения твоего духа самости и гордыни, не хочешь разрывать сочувствия к первородному греху.
Чтобы правильно ненавидеть страсть в ближнем, а его самого любить, сначала возненавидь страсти в себе, сначала возненавидь, в себе, дух самости и гордыни, первородный грех. Так как изливая свое нетерпение на ближнего, ты тем самым показываешь, что ты одержим своими страстями и не хочешь разрывать сочувствия к своему духу самости и гордыни. Потому что та страсть, которая в другом человеке, мешает удовлетворять тебе этот дух. Конечно, такую страсть, в ближнем, ты будешь ненавидеть. Но это не есть ненависть к страсти и ко греху, – это любовь к своим страстям и первородному греху, прикрывающаяся, как бы добродетелью, благовидными предлогами. Это самообман, приводящий к духовной прелести и самообольщению. Тебе же необходимо, побороться и изгнать из себя дух недовольства и обиды, раздражения и злобы, которые вылазят по причине неудовлетворения твоих страстей, – по той причине, что нет удовлетворения твоему духу самости и гордыни. Чем изгнать этот дух? – Смирением, незлобием, добродушием и чувством сострадательной любви, по отношению к ближнему. Всем этим и будешь останавливать страстное чувство, призывая при этом Господа на помощь.
Противодействуя этому страстному настрою духа, будешь разрывать сочувствие к раздражению, ненависти, злобе, ропоту, обиде, недовольству, гневу и унынию, – будешь разрывать сочувствие к духу самости и гордыни, которые и лежат в основании всякой страсти. Вот так и будет воспитываться в тебе ненависть к своим страстям.
Господь разнообразными путями направляет нас ко спасению. Можно для борьбы со страстью также применять чувство страха Божия и благоговения. Страх Господень, – говорит Св. Писание, – начало премудрости, он тоже способствует разрыванию сочувствия к страсти.
Через разрывание сочувствия к страстям, освящается дух, открываются духовные очи.
Чувство страха Божия, по отношению к Богу, естественно человеку, но по причине грехопадения осквернено примесью первородного греха. К чувству страха Божия очень легко примешивается дух гордыни, отчужденности и жестокосердия, по отношению к людям. И потому он нуждается в очищении от них, через чувства познания своей немощи, смирения и сострадательной любви к ближним.
Премудрость же обретается не от познания схоластического, не от перечитывания множества книг, – а от действия Духа Божия. Только Благодать Божия дает познание и разумение Св.Отцов. Человек постигает правильно тот дух, который за буквами творений Св.Отцов, – по мере разрывания сочувствия к своим страстям, к духу самости и гордыни. Так происходит освящение чувств, а отсюда и понятия просвещающие ум, по дару Благодати.