Аноним: Да, не просто войти в общение с Богом!
О.Серафим: Итог всех чувств к Богу, как говорит свт.Феофан Затворник, есть чувство преданности Богу. Им в особенности обиловала Матерь Божия: «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лук.1:38). Всякое молитвенное чувство, в конечном итоге, должно прийти к этому чувству: «В руки Господни надо положить себя – да творит в нас и с нами, что Его святой воле угодно, только бы спас. Отсюда – умирение духа и отрада сердца даже при самом безотрадном положении» (свт.Феофан Затворник). Но не сразу человек приходит к этому ощущению. Это по мере того, насколько он познаёт свою немощь и смиряется в духе, пред Господом. По мере того, насколько он очищается от примеси самости, настолько дух его находит разрешение всех своих желаний в Боге. То есть, человек через преслушание отпал от Бога, а теперь, он же через послушание Богу, в движениях духа, во искушениях, должен войти в общение с Ним.
Это то же самое, что истинный старец должен вводить своего послушника, через искушения, в послушание не себе, а Богу. Старец при этом есть средство; и искушения – тоже средство. А главное, – это войти в послушание Богу, через борьбу за чистоту своих чувств и удовлетворение совести, во искушениях. Поэтому-то преп.Марк Подвижник и говорит о послушании Богу во искушениях: «Когда найдёт искушение, не ищи, от чего и для чего оно нашло; но о том позаботься, чтобы благодарно, бесскорбно и незлобиво перенести его». Ибо Бог хочет того, чтобы наш дух смирялся перед Его действием, и таким образом приходил к примирению с Богом, по настрою духа. Это и будет вхождением в послушание Богу.
Ибо цель есть та, чтобы по настрою духа соединиться с Богом. А это совершается, – по мере того, насколько человек познаёт свою немощь, смиряется в духе пред Богом, и при помощи и по благодати Божией искореняет в себе проявления своей «самости», в мысли, желании, чувстве. От этой «самости» человека очищает Бог, во искушениях, если человек смиряет в них свой дух. А это смирение духа и совершается через то, что человек старается не отдаться страстному движению в чувствах, стараясь перенести искушение «благодарно, бесскорбно и незлобиво». «Бесскорбно и незлобиво» искушение может перенестись только тогда, когда дух смирится перед Богом. А когда есть проявления самости и гордыни: раздражение, недовольство, обида, гнев, неприязнь, уныние и т.п., тогда искушение не может перенестись «благодарно, бесскорбно и незлобиво».
В этом изречении преп.Марка показывается путь веры, смиренномудрия и послушания Богу. Бог всякого человека ведет к этому пути. Когда человек увидит этот путь в своей жизни, – это видение есть дар Благодати, – тогда ему жить будет проще, при условии, если он будет отвергаться своего духа самости, ибо вся сложность от него. Свт.Игнатий Брянчанинов и пишет о том, что Отцы писали просто, но мы сделались настолько сложными и лукавыми, что нам стала недоступна эта простота. Причина этой недоступности и есть дух самости. По мере очищения от которого человек и приходит к этой простоте, которая растворена духом незлобия, сострадательной любви к грешникам и падающим, добродушия и смирения, как дара Благодати, через опытное познание своей немощи.
Помоги Господи всем прийти к этому пути, в своей личной жизни. Ибо благость Божия всех ведет к этому.