Монашество называют чином ангельским, сверхъестественным. Почему? Потому что жизнь в браке естественна человеку, в земном состоянии. А христианская добродетель девственности является сверхъестественной, и достигается только через посредство подвига. Так как человек пытается получить особый дар благодати и стать подобным ангелам. К этому подвигу относится монашество.
Есть просто жизнь девственная посреди живущих в миру. Она не является никакой добродетелью, и сама по себе ничего не значит в деле спасения души. Такие девственники есть и у язычников, и у служащих дьяволу. Такая девственность может быть просто чисто физической и не являться добродетелью; а так же может быть соединена с самостно-гордым духом.
А есть христианская добродетель девственности, которая является особым даром благодати Божией. И этот особый дар благодати, уподобляющий ангелам, может быть получен только в борьбе с похотью блудной, при особых условиях и обстоятельствах, на основании духа сокрушенного и смиренного перед Богом. В противном случае его пройти невозможно. Таковым и являлось монашество.
«Соединение полов в существующем виде его естественно (падшему естеству). Девство превышеестественно. Следовательно желающий сохранить свое тело в девственности, должен непременно держать его вдали от того тела, соединение с которым требуется естеством. В тела мужчины и женщины вложена невидимая сила, влекущая тело к телу. Приближающийся к женщине непременно подвергается влиянию этой силы. Чем чаще сближение, тем учащеннее, а потому тем сильнее влияние. Чем сильнее влияние, тем слабее делается наше произволение, которым мы намереваемся победить, с Божией помощью, естество» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.42). Потому что «Такова наша немощь! таково влияние на нас соблазнов! Они низвергли в пропасть падения и святых пророков, и святых епископов, и святых мучеников, и святых пустынножителей. Тем более мы, страстные и немощные, должны принимать все меры предосторожности; и охранять себя от влияния на нас соблазнов» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.5).
И для того, чтобы проводить монашескую жизнь человек должен иметь от Бога особый дар Благодати, который приходя приносит спасение душе монаха, уподобляет его ангелам, через посредство борьбы со своею похотью, за жизнь вне брака. И для того, чтобы получить этот дар спасительно для души и уподобиться ангелам, для этого надо опытным путем познать свою немощь в борьбе именно со своей похотью, сокрушить и смирить свой дух в этой борьбе, и тогда Господь подает этот дар, через посредство которого монах и получает спасение. Но если дать этот дар монаху, который не прошел опытным путем борьбы со своей похотью, – не познал и не ощутил своей немощи, не сокрушил и не смирил свой дух в этой борьбе с похотью, – то он вменит этот дар себе, и зайдет в состояние духовной прелести и самообольщения. И, таким образом, погибнет. Но Бог не дает своих даров на погибель душ человеческих.
Спасение совершается Богом тогда, когда человек приходит в дух сокрушенный и смиренный перед Богом. Для того, чтобы человек пришел в такой настрой души, для этого он и вступает в борьбу со своими страстями, а наиболее с главенствующей. У каждого она своя. Через эту борьбу, он должен прийти опытным путем к ощущению и познанию своей немощи, беспомощности и бессилия, самому одолеть свою страсть. Для этого Бог и попускает ему восстание страсти и падения в ней. И длительный период томления в этой борьбе. Это необходимо для того, чтобы силу решимости и ревности, чувства веры и надежды очистить от духа самоуверенности и самонадеянности, от примеси духа самости и гордыни, первородного греха. Чтобы чувства веры, надежды и упования, в плане своего спасения, обратить только на одну милость Божию. К такому состоянию необходимо прийти в глубине души, в чувствах и ощущениях.
В этой борьбе и происходит сокрушение и смирение духа самости и гордыни. А духу сокрушенному и смиренному и подается дар спасительной Благодати, по милости Божией.
«Страсти, пребывая в христианине, постоянно принуждая его быть на страже, постоянно вызывая его на борьбу, содействуют его духовному преуспеянию. Зло, по премудрому устроению Божественного промысла, содействует благому намерением неблагим: сказал это преподобный Макарий Великий.
Жесткий и тяжеловесный жернов стирает зерна пшеницы в муку, пшеницу соделывает способною к печению из нее хлебов. Тяжкая борьба со страстями стирает сердце человека, сминает надменный дух его, заставляет сознаться в состоянии падения, опытно обнаруживая это состояние, – заставляет сознаться в необходимости искупления, уничтожает надежду на себя, переносит всю надежду на Искупителя» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.50).
Монах же, беря на себя обет безбрачия, устремляется к спасению, через посредство борьбы с похотью страстной и естественной. То есть он вступает в борьбу не только с похотью страстной, но и с естественной, — с самим своим естеством. И чтобы он получил особый дар Благодати, для этого ему точно так же надо опытным путем ощутить и познать свою немощь и бессилие, самому одолеть свою похоть, свое естество. И так как он дерзает на очень высокий дар, то ему необходимо потомиться длительный период времени в этой борьбе, со своим естеством: «Поверь бесстрастию тела твоего тогда, когда оно уляжется во гроб» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.50). То есть внутри себя он должен ощущать сильный огонь похоти, которая должна не прекращаться годами, а он должен находиться в постоянном подвиге сопротивления ей. Это надо для того, чтобы он глубоко сокрушил и смирил свой дух, и укоренил в себе на постоянно такой настрой души. Глубокое сокрушение и смирение духа необходимо здесь для того, чтобы не вменить себе этого особого дара Благодати, который отличается от других даров тем, что такой человек уже живет на земле как на небе, подобно ангелам. Так как он победил свое естество, пришел в сверхъестественное состояние, подобно ангельскому.
«Стремление победить свойство естества; хотя и падшего, возводит к такому подвигу, какого представить себе не могут неиспытавшие его» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл. «О монашестве»). Свт.Игнатий свидетельствует о силе скорби и страдания в этом подвиге, что неиспытавшие его не имеют о нем никакого понятия.
«Страсти в иноках голодны: они, если будут оставлены без хранения, то кидаются с неистовством на предметы похотения, подобно хищным зверям, спущенным с цепей» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл. «О хранении себя от соблазнов»).
Вот некоторые примеры о тяжести этой борьбы, с похотью, при чем, в пустынях, вдали от соблазнов:
«Другой брат имел искушение на блуд и с усилием выдерживал подвиг в течение четырнадцати лет, соблюдая, чтобы сам помысел его не согласовался с похотью» (Древний патерик, гл.5, п.17).
«Рассказывали о матери Сарре: тринадцать лет она находилась в сильной борьбе с демоном блуда и никогда не просила о том, чтобы избавиться от сей борьбы, но только взывала: Боже мой, помоги мне!» (Древний патерик, гл.5, п.13).
«Один брат возмущался помыслом блуда: брань была, как огонь, горящий день и ночь в его сердце. Он терпел и не уступал своему помыслу. И после долгого времени прошла брань, никак не могши преодолеть его по причине терпения» (Древний патерик, гл.5, п.15).
Все эти брани происходили в пустынях, вдали от мира, при полном отсутствии соблазнов. И эта борьба, вдали от соблазнов, продолжалась у них более 10-ти лет. Почему им надо было находиться вдали от соблазнов? – Потому что, во время борьбы с похотью, естественной и страстной, за особый дар Благодати, в теле начинает постоянно гореть огонь похоти, который наводят демоны, а Бог попускает им это делать, так как подвизающийся борется за особенный дар благодати, хочет стать подобным ангелам. И чтобы получить ему этот дар, то ему надо претерпеть огонь похоти, в своем собственном теле, в борьбе с нею, годами, а то и десятилетиями, чтобы познать свою немощь, сокрушить и смирить свой дух. Ибо только такому настрою духа, приобретенному и устоявшему в этой борьбе, и подается этот особый дар Благодати, добродетель девственности.
И если подвизающийся за этот особый дар Благодати будет находиться перед лицом соблазнов, ощущая в своем теле горящий огонь похоти, то он не устоит и падет. Вот почему Св.Отцы, опытно пройдя эту брань, заповедовали совершать ее вдали от соблазнов. Это является самой первой заповедью монаха:
«Все святые отцы старались удаляться по возможности своей от знакомства и общения с женами, и такое поведение передали нам в своих душеспасительных, боговдохновенных писаниях. Отцы, зная удобопоползновенность человека, не доверяли ни святости своей, ни престарелому возрасту и его неспособности ко греху. Они до конца жизни не переставали удаляться от причин греха: такое удаление есть сильнейшее средство для победы над грехом.
Когда преподобный Сисой Великий очень состарился, тогда ученик его, авва Авраам, предложил ему поместиться на жительство поближе к населению. На это отвечал девяностолетний старец: «Поместимся там, где нет жен». Ученик возразил: «Где ж место, в котором бы не было жен, кроме пустыни?» Старец сказал: «Помести же меня в пустыне, чадо»(Алфавитный Патерик).
Благое произволение человека укрепляется вдали от соблазнов, получает необыкновенную твердость и силу; напротив того, оно, будучи приближено к соблазнам, начинает мало-помалу ослабевать, и наконец совершенно извращается. Так лед на морозе крепнет более и более; но, будучи подвергнут влиянию тепла, тает и исчезает» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.31 «О чистоте»).
Какой смысл было Богу, годами и десятилетиями, томить подвижников в этой борьбе с похотью? Взял бы, да и дал им особый дар Благодати, и все вопросы. Что Ему, жалко, что ли? Но Господь, как видим, не дает просто так этого дара Благодати, добродетель девственности. Почему? Потому что, когда нет еще опытного познания и ощущения своей немощи, в глубине души, духа сокрушенного и смиренного в основании этой добродетели, тогда этот дар может послужить на погибель. И чтобы прийти в такое душевное состояние, как видим, подвижникам понадобилось более десяти лет вести жуткую брань, и обязательно вдали от соблазнов.
Это необходимо было для того, чтобы они, воспитавши дух сокрушенный и смиренный и получивши дар особой Божественной благодати, не вменили себе этого дара, по настрою своего духа, и не употребили его себе на погибель. Ибо «тяжкая борьба со страстями стирает сердце человека, сминает надменный дух его… уничтожает надежду на себя, переносит всю надежду на Искупителя» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.50).
«Опасно преждевременное бесстрастие! опасно преждевременное получение наслаждения Божественною благодатью. Дары сверхъестественные могут погубить подвижника, ненаученного немощи своей падениями, неопытного в жизни, неискусного в борьбе с греховными помыслами, неознакомленного подробно с лукавством и злобою демонов, с удобоизменяемостью человеческого естества. Человек свободен в избрании добра и зла; хотя бы этот человек и был сосудом Божественной благодати: он может злоупотребить самою благодатью Божиею. По причине ее он может превознестись над ближними; по причине ее он может подвергнуться самонадеянности» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.50).
И если подвижники, чтобы сокрушить и смирить свой дух, в борьбе со своей похотью, вели такую жестокую брань годами, десятилетиями, вдали от соблазнов, прежде чем получить от Бога дар целомудрия, добродетель девственности, то о чем могут говорить современные новоначальные, которые даже еще не начинали этой брани, которые, можно сказать, даже вообще «пороху не нюхали». Они просто находятся в духе самоуверенности и самонадеянности, и имеют этот дар не от Бога, а от дьявола, по причине того, что проходят свое подвизание, на основании духа самости и гордыни, попирая установления Св.Отцов по этому вопросу.
Искоренение страсти – это и значит, воспитание в себе противоположного навыка, привычки, через посредство постоянного противления страсти. При чем, это должно получить как дар Божией благодати. А дар этот изливается только туда, где в основании есть дух сокрушенный и смиренный, где опытное познание своей немощи, в борьбе со страстью. Ибо только такой настрой духа и способен безбедно и спасительно для себя сохранить этот дар. Этот путь подвижники проходили десятилетиями, всю жизнь.
А здесь, – борьба не просто со страстями (которые неестественны человеку по природе), а с самим своим естеством, так как похоть естественна человеку по природе.
Когда подвижник борется со страстью, то на его стороне, – естество и его произволение.
Но когда подвижник борется с похотью, то на его стороне только одно его произволение, а его естество, похоть и страсть – против него. Поэтому, — это тяжелая борьба. Поэтому, — подвижники проходили ее десятилетиями, и не доверяли своей плоти, до конца своей жизни, удаляясь и бегая от соблазнов. Поэтому, — этот род жительства, добродетель девственности, и называется сверхъестественным.
И если кто-то, пребывая посреди мира, говорит, что он имеет такой особый дар от Бога, добродетель девственности, то он обманывает самого себя, и имеет этот дар не от Бога, а от дьявола, подобно тому, как его имеют индусские йоги. Ибо и бесы находятся в безбрачном состоянии, будучи духами по природе. Поэтому, можно получить и от бесов этот дар, ставши по настрою своего духа таким же как и бесы.
Так как у подвижников, находящихся в бесовской прелести, отсутствует опытное ощущение и познание своей немощи, по причине одержимости духом самости и гордыни, – то они идут по пути незаконного подвизания и избавления от страстей, путем ложного аскетизма. Таких бесы не трогают: «От некоторых, не только верных, но и неверных, отошли все страсти, кроме одной. Сию одну они оставляют, как зло первенствующее, которое наполняет место всех прочих страстей; ибо она столь вредоносна, что может свергнуть с самого неба» (Лествица, сл.26, п.62). – Это по духу получаются бесовские подвижники, прикрывающиеся одеждами истины, прикрывающиеся христианской, православной терминологией, — это монахи антихристовы. Это и есть новозаветные фарисеи, сидящие на духе самости и гордыни, из среды которых, по пророчествам Св.Отцов, и должен выйти антихрист.